Генсек НАТО Йенс Столтенберг обеспокоен долгосрочными последствиями пандемии. Фото с сайта www.nato.int
Министры обороны стран НАТО провели телеконференцию, посвященную роли этой организации в борьбе с пандемией коронавируса. Североатлантический альянс в новых условиях взял на себя ту же роль, что и Пенатгон в США: помогает гражданским медикам. Министры договорились усилить эту помощь и активнее координировать свои действия. Но есть у НАТО в новых условиях и дополнительная задача – сделать так, чтобы пандемию в своих интересах не использовал потенциальный противник. То есть Россия и Китай.
Тональность обсуждению задал на брифинге накануне телеконференции генсек НАТО Йенс Столтенберг. По его словам, министры помимо всего прочего должны обсудить проблему, «как реагировать на дезинформацию, пропаганду и попытки разделить нас».
Он прямо не назвал, от кого исходят угрозы. Это сделала постпред США при НАТО Кей Бэйли Хатчинсон. На брифинге в Вашингтоне она заявила, что Россия и Китай пытаются дезинформировать общественность относительно того, как возникла пандемия. В частности, по словам Хатчинсон, обе страны пытаются убедить, что коронавирус возник либо в Европе, либо в США. В марте, как известно, официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь в своем Twitter написал, что, по его мнению, болезнь завезли в китайский Ухань американские военные. В Вашингтоне это обвинение, поддержанное в ряде китайских СМИ, с гневом отвергли.
Хатчинсон также обвинила Россию в том, что она попыталась провести кампанию дезинформации, направленную против Северной Македонии. Эта страна недавно присоединилась к НАТО.
В целом же, по словам Хатчинсон, пропагандистская активность потенциальных противников НАТО в условиях пандемии не только не снизилась, но и возросла.
Впрочем, конференция министров обороны все-таки не стала мероприятием, посвященным обсуждению России и Китая, хотя там и затрагивалась тема команд поддержки по борьбе с гибридными угрозами. Они направлены в ряд стран альянса, в частности в Черногорию и Северную Македонию. Их цель – в первую очередь выстроить отношения с местными медиа так, чтобы те могли отражать «информационные угрозы» и не освещали деятельность и цели НАТО в нежелательном ключе.
Но в целом на конференции обсуждалось то, что Столтенберг назвал «средне- и долгосрочными последствиями пандемии» для интересов обороны стран-членов. Распространение заболевания в Европе побудило НАТО перестроить свою работу. Две недели назад в рамках альянса была создана оперативная группа, призванная помогать военными силами каждой из стран, столкнувшихся с проблемами в условиях пандемии. Речь идет в первую очередь о помощи силами военной медицины.
Учения НАТО повсеместно отменяются. Зато военными самолетами альянса в разные входящие в него страны доставляются маски, аппараты искусственной вентиляции легких, медикаменты. Создаются и полевые госпитали, в которые поступают пациенты из разных стран Европы. Самый известный пример такого рода – полевой госпиталь в Люксембурге, где лечатся больные из Франции и Германии. НАТО взяло на себя в Европе, по существу, ту же функцию, что Пентагон в США. Оно занимается помощью больным коронавирусом. Собственно вопросы боевой подготовки, учения и маневры отошли на второй план.
Между тем одной из главных проблем, с которой столкнулось НАТО в новых условиях, станет влияние коронавируса на экономику стран, входящих в альянс. Столтенберг подчеркивал, что в результате кризиса, вызванного пандемией, возможно сокращение оборонных бюджетов. При этом угрозы от Китая и, как выразился генсек, «более напористой России» никуда не исчезнут.
В беседе с «НГ» доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули напомнил, что непосредственно перед пандемией в НАТО обсуждали, наоборот, вопросы увеличения расходов на оборонные программы. По его мнению, по бюрократической инерции средства на то, что есть, урезаться пока не будут. «Но, возможно, через год-полтора ситуация изменится. Все зависит от того, насколько долго продлится пандемия и к каким последствиям она приведет», – сказал он.
Одна из тем телеконференции – финансовые траты НАТО. Альянс еще в 2014 году обязал все страны, входящие в него, тратить не менее 2% ВВП на оборону. Но на практике это решение до сих пор не выполнено. 2% тратят всего лишь семь стран – США, Великобритания, Греция, Польша, Эстония, Латвия, Литва. Пандемия коронавируса может резко снизить вероятность того, что к этому клубу кто-нибудь присоединится. Судя по заявлениям министров обороны после телеконференции, приемлемый выход из этой ситуации пока не найден.
комментарии(1)
0
dlz 04:14 16.04.2020
В США от новой болезни каждый день погибает столько же людей, сколько погибло в день высадки в Нормандии в 1944 г. Общие жертвы эпидемии в США скоро сравнятся с потерями Японии после атомной бомбардировки в Нагасаки. Это факты, которые не назовешь "фейками".