Отряды пешмерга проходят обучение в Ираке для боевых действий в Сирии. Фото Reuters
Вашингтон в очередной раз корректирует свои планы по Сирии. После вывода оттуда основных сил Пентагона в стране все-таки останется небольшой военный контингент США. Это подтвердил в пятницу президент Дональд Трамп. Правда, пока не ясно, сколько конкретно американских военнослужащих останется в Сирии. Но уже очевидно, что США вместе с союзниками по коалиции на оккупированных сирийских территориях намерены поддерживать альтернативные Дамаску курдо-арабские силы и органы власти, что означает курс на окончательный раскол страны.
Оставляют американские власти своих солдат в Сирии, видимо, не от хорошей жизни. Чуть более недели назад и.о. министра обороны США Патрик Шанахан посетил Европу, где пытался убедить союзников сохранить военное присутствие в Сирии после вывода американских войск.
По утверждению газеты Washington Post, союзники отклонили эту просьбу. Чтобы найти консенсус с европейскими странами, в первую очередь с Великобританией и Францией, предлагается оставить в Сирии часть подразделений Армии США. Сенатор-республиканец Линдси Грэм в интервью телеканалу Fox news заявил, что после ухода из Сирии основных сил Пентагона, «бремя ложится на Европу. 80% операций должны проводить европейцы и 20%, возможно, мы». Грэм говорил о 200 военнослужащих США, которые будут взаимодействовать с союзниками в Сирии. Это же подтвердила на прошлой неделе пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс. Она заявила, что численность американских войск в Сирии будет сокращена с 2000 до 200 человек.
В пятницу Washington Post со ссылкой на представителя американской администрации сообщил, что в Сирии будет не 200, а 400 военнослужащих США. При этом 200 солдат и офицеров «будут осуществлять миротворческую миссию на северо-востоке Сирии». А еще 200 военнослужащих останутся «на обозримую перспективу» на базе и в зоне безопасности «Ат-Танф», расположенной близ сирийско-иорданской границы.
Пока не ясно, как к измененным планам США отнеслись их союзники по коалиции. Но в Вашингтоне уверены, что Париж и Лондон, которые вместе с американцами проводят военные операции в Сирии, возражать не будут. Поддержку действий США в Сирии, правда, с некоторыми оговорками, продемонстрировала Турция. Как сообщило агентство Anadolu Ajansi, в ходе состоявшегося в минувший четверг телефонного разговора президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с американским коллегой, «были достигнуты договоренности относительно вывода войск США из Сирии в соответствии с интересами обеих сторон». Более конкретно позиция Анкары была продемонстрирована в ходе состоявшихся 22 февраля переговоров в Пентагоне Патрика Шанахана и главы Минобороны Турции Хулуси Акара.
СМИ обратили внимание на то, что «во время беседы с журналистами после этой встречи министр Акар подтвердил позицию своей страны, заявив, что Турция продолжит борьбу с «Исламским государством» (ИГ – запрещено в РФ) и курдскими силами в Сирии, которых Анкара рассматривает как сирийское ответвление запрещенной в Турции «Рабочей партии Курдистана» (РПК)». Якобы такая позиция была доведена до руководства Пентагона, которое, судя по заявлению Министерства обороны Турции, поддерживает сирийские курдские силы – это Партия Демократического Союза (PYD) и ее военное крыло «Отряды народной самообороны» (YPG).
Каким образом Анкара и Вашингтон нашли взаимопонимание и наметили план совместных действий, ни в США, ни в Турции официально не говорится. Ранее же было много сообщений из этих стран о том, что после вывода своих сил из Сирии американцы создадут на севере этой страны вдоль границы с Турцией так называемую буферную зону безопасности глубиной до 30 км. И эту зону, по утверждению Анкары, будут контролировать турецкие войска и их союзники.
На днях интернет-портал Kurdistan.Ru опубликовал экспертный материал, в котором утверждалось, что «на северо-востоке Сирии на границе с Турцией будут размещены подготовленные американцами в Ираке бригады сирийских курдов пешмерга и наблюдательные посты военных США, Великобритании и Франции». Опровержений этой информации не последовало. А агентство Reuters опубликовало заявление уполномоченного по внешним связям провозглашенного сирийскими курдами «Северного федеративного региона (СФР) – Роджава» Абдулкарима Омара о том, что «руководство СФР приветствует решение США сохранить на севере Сирии 200 американских военнослужащих». Омар уверен, что такое решение «наряду с поддержкой с воздуха сыграет роль в обеспечении стабильности, а также в защите региона». Он не сказал, от кого конкретно будут защищать США и их союзники территорию СФР. Но ясно дал понять, что эта защита будет не только от турецких, но и сирийских войск.
Представитель Роджавы подчеркнул и политический подтекст такого решения: «Я считаю, что эти силы (американские военные, остающиеся в Сирии. – «НГ»)… станут мотивацией, стимулом, а также средством давления на Дамаск в попытках наладить серьезный диалог для урегулирования сирийского кризиса». Как известно, PYD давно безуспешно ведет переговоры с Дамаском о предоставлении автономии СФР и закреплении этого статуса в будущей Конституции страны.
Таким образом, после разгрома ИГ США примеряют на себя в Сирии роль миротворца. И эта роль, судя по утверждению курдского политического руководства, востребована. При этом Дамаск и Москва считают американцев и их союзников по коалиции оккупационными войсками. Между тем уже есть основания полагать, что миротворческая миссия США в Сирии может быть эффективной. А Россия, которая официально наделена Дамаском такими функциями, остается в стороне. Она не может распространить свое влияние на оккупированные коалицией территории, что де-факто говорит о расколе страны.
Как считает ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Станислав Иванов, России, чтобы изменить ситуацию в свою пользу, нужно договариваться с США. И «астанинский формат» для решения проблемы единства Сирии уже не подходит. «Как показывает опыт восьми лет сирийского конфликта, Анкара и Тегеран стремятся любой ценой добиться создания своего марионеточного правительства в Дамаске и по этой причине в миротворцы не годятся. Несмотря на все сложности в работе Совета Безопасности ООН, другого общепризнанного международного формата пока в мире нет. Поэтому было бы целесообразным Москве и Вашингтону найти между собой консенсус по Сирии и инициировать миротворческую операцию в этой стране под эгидой ООН», – отмечает эксперт.
комментарии(0)