«Желтые жилеты» вынудили Париж пойти на экономические уступки. Фото Reuters
Вена не одобряет планы Берлина и Парижа по созданию единого бюджета 19 стран – членов еврозоны. Об этом в интервью Welt am Sonntag заявил канцлер Австрии Себастьян Курц. Он полагает, что Франция сама не выполняет требования, которые пытается диктовать другим. Эксперты считают: протесты отдалили воплощение идей Эмманюэля Макрона по реформированию ЕС.
Курц выступает за переосмысление принципа единогласия, тормозящего принятие решений в ЕС. Он считает неправильным подход к вопросу о совместном бюджете стран еврозоны, инициатива которого принадлежала Макрону, а после франко-германских переговоров на уровне министров финансов была поддержана канцлером ФРГ Ангелой Меркель.
В июне 2018 года после совместной встречи министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер и его французский коллега Бруно Ле Мэр объявили о создании германо-французского фонда для поддержки структурных реформ в странах ЕС. Тогда же, говоря о размерах отчислений в бюджет еврозоны, Ле Мэр сообщил, что речь предварительно может идти о 0,2–0,5% ВВП 19 стран, входящих в зону евро. При этом сумму в 20–25 млрд евро он назвал «хорошей отправной точкой».
«Просто то, что вы что-то называете реформой, еще не значит, что оно движется в верном направлении, – заявил Курц. – Почему мы должны компенсировать средствами из казны ЕС недостаток энтузиазма в проведении реформ?» По его мнению, такой шаг будет невозможно объяснить немецким, австрийским и голландским налогоплательщикам, которые трудятся «в поте лица». По словам Курца, Еврокомиссия должна следить за тем, чтобы не только маленькие, но и крупные государства еврозоны, такие как Франция, соблюдали критерии стабильности евро и таким образом не нарушали Пакт стабильности и роста. Резервы единого евробюджета должны быть направлены на нивелирование экономических различий между странами еврозоны и предотвращение новых финансовых кризисов, считает Курц. Таким образом, он дает понять Макрону, что Париж сам не соблюдает требований, которые выдвигает другим странам еврозоны. Отметим, не утихающие с середины ноября во Франции массовые протесты вынудили Макрона пойти на значительные уступки митингующим, которые обошлись французской казне в 10 млрд евро. Эта сумма была направлена на повышение зарплат для низкооплачиваемых категорий работников и налоговые выплаты для пенсионеров. Наблюдатели не исключают, что подобные шаги могут привести к нарушению Парижем правил ЕС, согласно которым дефицит бюджета не должен превышать 3% от ВВП.
По данным соцопроса Ifop-Fiducial, проведенного в начале января, впервые с начала кризиса «желтых жилетов» рейтинг популярности Макрона поднялся на пять процентных пунктов и составил 28%.
Ведущий научный сотрудник отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН Сергей Федоров в беседе с «НГ» выразил скепсис относительно того, что Макрону удастся реализовать свой европейский проект в ближайшее время, связав это с нестабильностью социально-политической обстановки во Франции. Эксперт также напомнил, что твердую поддержку плану Макрона пока что выразила только ФРГ. «Этот план, как прежде, вызывает скепсис у многих стран еврозоны. Евросоюз сейчас не может двигаться вперед лишь при согласии франко-германского тандема – мотора европейской интеграции. Этого недостаточно. Кроме Франции и Германии, в реализацию плана должны вовлекаться и другие страны, в частности так называемые новые страны ЕС. А они, как видим, к этому не очень стремятся, видя в нем угрозу своей маргинализации. Поэтому сейчас проект стал пробуксовывать, поставив под сомнение свою реализацию в обозримом будущем», - указал Федоров.
Напомним, на состоявшейся 19 ноября прошлого года в Брюсселе экстренной встрече глав финансовых ведомств Еврогруппы, франко-германская инициатива о создании бюджета еврозоны не нашла единогласного одобрения ее участников.
Проект общего бюджета только усугубит институциональную независимость еврозоны и может в будущем привести к «расползанию» ЕС, в результате чего еврозона превратится в центр принятия решений, писало по итогам данного заседания польское издание Polityka. «Пока Польша не входит в еврозону, такой расклад является для нее весьма неблагоприятным. В случае сценария «Европы двух скоростей» Польша будет вытеснена на периферию Европы. Нынешний проект пока что не представляет угрозы для Польши, но вопрос в том, что произойдет, когда Меркель покинет свой пост. Тогда следует ожидать усиления в Европе Макрона и Франции, а также усугубления изоляции еврозоны от всего остального сообщества», – выразил опасение автор статьи.
Впрочем, если мечте Макрона о создании единого бюджета еврозоны и суждено сбыться, то она будет далека от того, как задумывалась изначально, считает Федоров. Во многом это будет зависеть от того, кто сменит Меркель на посту канцлера и от того, как дальше будут проходить социально-экономические реформы в самой Франции.
По словам эксперта, многочисленные акции «желтых жилетов» подорвали авторитет Макрона как нового лидера Европы. «Макрон хотел синхронизировать европейские реформы с внутренними реформами во Франции. Теперь этого у него уже не получится. Он скомпрометировал себя как политик, который у себя в стране не может навести порядок, при этом пытается сделать себя капитаном Европы».
Назначенные на май выборы в Европарламент могут стать определенным моментом истины для французского президента и его масштабных идей по реформе ЕС, полагает эксперт: «На майских выборах в европейский парламент скорее всего правые силы, которых Макрон успел окрестить проказой Европы, могут занять до 30% мест. Это существенно изменит баланс сил между различными политическими направлениями в Европе».
Между тем в газете Welt вышла статья с названием «Северный поток – 2» – глубоко антиевропейский проект». В ней отмечается, что из-за своей твердой приверженности реализации «Северного потока – 2» Берлин совершает серьезную политическую ошибку, которая может иметь серьезные последствия не только для германо-американских отношений, но и для сплоченности Европы и репутации Германии среди ее европейских партнеров.
комментарии(0)