Эмманюэлю Макрону понадобятся силы и выдержка, чтобы в 2019 году сохранить власть и уберечь страну от анархии. Фото Reuters
В начале ноября 2018 года рабочий график президента Франции был очень напряженным. Эмманюэль Макрон готовился к проведению мероприятий, связанных со 100-летием окончания Первой мировой войны. Он много ездил по стране, а затем участвовал в торжествах и принимал глав государств, съехавшихся в столицу Франции. Мероприятия в Париже были призваны поднять престиж главы государства и продемонстрировать всему миру, что Франция – это лидер мировой политики.
За празднествами и банкетами власти проглядели главное – в стране на протяжении многих месяцев зрело недовольство. Рейтинг Макрона устойчиво снижался: в сентябре 2019 года его поддерживали 31%, в ноябре – 25% опрошенных. Французы были раздражены налоговой политикой правительства и особенно отменой налога на богатство. Возмущение также вызывали рост налоговой нагрузки на широкие слои населения, стагнация доходов, высокий уровень безработицы, рост неравенства. Кроме этого, французы утратили доверие к государству (70% опрошенных) и политикам.
Поводом к началу массовых движений протеста послужило увеличение цены на бензин и дизельное топливо, особенно болезненно воспринятое французами, проживающими в небольших городах и сельской местности, для которых автомобиль обеспечивает связь с внешним миром. Во времена Французской революции 1789 года простой народ требовал хлеба. В современной Франции, рассуждает историк и журналист Жак Жюльяр, место хлеба занял автомобиль: «Повышая стоимость горючего, власть породила у простых людей ощущение, что их индивидуальные свободы ограничиваются».
В движениях протеста активное участие приняли широкие слои населения, люди, живущие во французской провинции, – рабочие, служащие, безработные, крестьяне, представители среднего класса, индивидуальные предприниматели, ремесленники. Это жители неблагополучных территорий, которые не вписались в глобальный рынок и уязвимы в социальном и экономическом отношении. Речь идет о представителях «периферийной Франции» (Кристоф Гиллюи), всех тех, кто живет за пределами больших городов и остро ощущает, что они «забыты» властью. На протяжении двух месяцев «желтые жилеты» блокировали дороги практически по всей стране. Рождественские праздники не остановили участников манифестаций. В январе 2019 года выступления возобновились, 13 января на улицы городов вышли 84 тыс. протестующих.
Требования «желтых жилетов» не оставались неизменными: из антифискальных они превратились в политические. Повсеместно выдвигались требования отставки правительства и президента. Участники протеста требовали сокращения численности парламентариев, введения пропорциональной системы в ходе парламентских выборов. Но, пожалуй, основными требованиями протестующих стали введение прямой демократии и проведение референдумов по инициативе граждан. Не случайно движение «желтых жилетов» сравнивают с майскими событиями 1968 года, ведь именно тогда на парижских баррикадах впервые прозвучало требование самоуправления.
А что же власть? Вначале она вела себя высокомерно. В середине ноября премьер-министр Эдуар Филипп заявил, что повышенные цены на топливо сохранятся. Он также отказался от проведения переговоров с профсоюзом – Французской демократической конфедерацией труда. Но под влиянием нарастающих протестов власти все же пошли на уступки. Было объявлено о моратории на повышение цен на горючее; увеличении минимальной оплаты труда на 100 евро и освобождении от налогообложения сверхурочных часов. Эти меры, которые обойдутся государству в 10 млрд евро, не остановили протестующих.
В напряженной социальной обстановке 13 января президент Франции обратился к согражданам с письмом, в котором предлагалось в течение двух ближайших месяцев провести общенациональную дискуссию по вопросам, которые волнуют общество. Какие же вопросы предложены для обсуждения? Во-первых, тема налогообложения. Как сделать систему налогообложения более справедливой, какие налоги в первую очередь сократить и каким образом расходовать государственные средства? Во-вторых, вопросы государственного управления и распределения полномочий между Центром и регионами. В-третьих, вопросы, связанные с защитой окружающей среды и ее финансированием. В-четвертых, проблемы функционирования демократии: нужно ли сокращать число парламентариев и вводить пропорциональную систему на выборах; в каких случаях предоставлять гражданам право инициировать проведение референдума? В-пятых, как регулировать вопросы, связанные с иммиграцией, и не стоит ли ввести квоты на прием иностранцев, как это делают другие страны? В послании президента отмечалось, что в ходе дискуссии каждый гражданин сможет высказать свое мнение и «запретных тем» не будет. Письмо Макрона – это попытка перевести социальный конфликт в русло конструктивной дискуссии. «Ваши предложения позволят заключить новый договор с нацией», – убежден глава государства.
Планируется, что общенациональную дискуссию организуют мэры в коммунах. Это тот уровень власти, который ближе всего к людям и пользуется наибольшим доверием (58% французов им доверяют). На следующий день после публикации письма Макрон встретился с 600 мэрами в небольшом нормандском городке Буртерульде. Встреча длилась семь часов. В ходе нее президент впервые заявил, что налог на богатство – одно из главных требований протестующих – может быть восстановлен. На ближайшие дни намечены новые встречи президента с руководителями местной власти. Захотят ли и смогут ли мэры направить протест в русло переговоров? Найдут ли они общий язык с центральной властью? И, наконец, согласятся ли сами «желтые жилеты» вступать в переговоры? Эти вопросы остаются открытыми.
В 2019 году Макрону понадобятся силы и выдержка, чтобы сохранить власть и не допустить хаоса в стране. А главное, ему предстоит порвать с технократической иллюзией и стать подлинным политиком, способным слушать своих оппонентов и вести с ними диалог. И это будет непросто.
комментарии(0)