Фото Cem Genco/Anadolu Agency/Getty Images)
В то время как США планируют уйти из Сирии, Россия наращивает в стране военное присутствие. Это происходит за счет усиления подразделений военной полиции (ВП) Вооруженных сил РФ. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров сообщил, что в Сирию опять направлены военнослужащие батальона ВП 19-й отдельной мотострелковой бригады Южного военного округа (ЮВО). Это уже их четвертая командировка в Сирию.
Батальон военной полиции – это как минимум три роты (до 100 военнослужащих каждая) плюс подразделения боевого и тылового обеспечения. Таким образом, сирийская группировка РФ увеличится в ближайшее время приблизительно на 500 солдат и офицеров. Такое усиление российского военного контингента диктует обстановка. Анализ показывает, что за минувшие три месяца РФ значительно нарастила число наблюдательных пунктов (НП) в зоне деэскалации (ЗД) Идлиб, а также после начала нового года – в зоне Манбиджа, где ранее действовали американские подразделения.
Как сообщил в субботу руководитель российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии генерал-лейтенант Сергей Соломатин, 11 января представители российской ВП «организовали патрулирование вдоль тыловой границы пятикилометровой зоны безопасности в районе Манбиджа по двум маршрутам общей протяженностью 17 км». Начальной и конечной точкой в обоих случаях является населенный пункт Аджами. Чтобы организовать круглосуточное патрулирование на таком участке, требуются как минимум два-три взвода ВП (около 50–60 военнослужащих). А с учетом отдыха, планирования противодействия возможным провокациям и оставления резерва уже необходим почти целый батальон ВП. Это немало.
Российские военно-полицейские ресурсы востребованы и на других территориях Сирии. Как уже сообщалось (см. «НГ» от 10.01.19), они действуют на границе с Израилем. И, судя по всему, российские военные значительно нарастили свою группировку вокруг ЗД Идлиб. Сейчас вокруг этой зоны создано 16 НП, в которых задействовано несколько сот российских военнослужащих из состава подразделений ВП, развернутых в Сирии. Они составляют еще как минимум два батальона ВП.
Ранее планировалось, что основная нагрузка по мониторингу ситуации в этой зоне ляжет на турецкую сторону. Но сейчас Анкара выделила всего 11 НП, сосредоточенных в основном на севере и северо-востоке Идлибской ЗД. Анкара явно не справляется со взятыми на себя обязательствами по нормализации обстановки в этом регионе. И фактически вся территория внутри зоны безопасности сейчас перешла из-под контроля подразделений протурецких боевиков к группировкам «Джебхат Фатх аш-Шам» и «Хайят Тахрир аш-Шам», созданных в Сирии на основе «Джебхат ан-Нусры» (все они запрещены в РФ).
В связи с этим, судя по всему, сирийское военное руководство при участии российских военных советников начало вновь планировать возможную операцию по окончательной очистке от непримиримых боевиков Идлибской ЗД. И, видимо, поэтому официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что «российская сторона исходит из того, что создание демилитаризованной зоны в Сирии носит временный характер, важно не допустить, чтобы она превратилась в пристанище для террористов».
Иранское агентство Fars в воскресенье сообщило, что «военные конвои сирийской армии, состоящие из сотен солдат из разных дивизий, в том числе 5-й дивизии, вместе с военной техникой и оборудованием были отправлены на северные фронты провинции Хама из городов Аль-Майадин и Аль-Бу Камаль». Сообщается, что эти сирийские силы в ближайшем будущем проведут военную операцию в Идлибе. В основном это будет осуществлено шиитскими отрядами из Ирана, Афганистана и Пакистана, действующими в войсках Башара Асада. Данные сообщения в некотором смысле опровергают заявление начальника Генштаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) Гади Айзенкота о том, что удары «ЦАХАЛ по целям в Сирии значительно понизили боевой потенциал шиитских военизированных формирований». На самом деле они дееспособны и готовятся к новым боям, составляя костяк сирийских правительственных войск.
Другая дееспособная сила в Сирии – курдские отряды самообороны. Но и у них помимо радикальных исламских боевиков есть и «свой» враг в Сирии – Турция и близкие к ней сирийские оппозиционные вооруженные отряды. Как сообщают местные СМИ, Турция направила подкрепление в граничащие с Сирией районы, готовясь к военной кампании против курдских сил, сосредоточенных в провинциях Алеппо, Ракка и Хасака. По данным курдских соцсетей, в воскресенье на севере Сирии (в провинциях Ракка и Хасака) на протяжении всего дня отмечались артобстрелы, которые вели батареи Вооруженных сил Турции со своей территории. В том числе противники вели интенсивные перестрелки у населенного пункта Тель-Абьяд, расположенного на границе между Турцией и Сирией. Кроме того, на сирийско-турецкой границе был замечен турецкий разведывательный дрон, который курдам удалось сбить (об этом сообщил новостной портал Pars Today).
«Анкара активно готовится к осуществлению операции по очистке от курдов из Партии демократического союза (ПДС) сирийского района Манбиджа и районов Сирии к востоку от реки Евфрат», – заявил в пятницу министр национальной обороны Турции Хулуси Акар. И это заявление вносит дополнительную неопределенность в прогнозирование ситуации, когда Сирию покинут солдаты и офицеры Пентагона. Как будут вести себя турецкие войска в Манбидже, если там уже действуют во взаимодействии с курдскими отрядами самообороны российские подразделения ВП? Ответ на этот вопрос на официальном уровне пока никто не дал ни в Москве, ни в Анкаре.
На фоне этого свою уверенность демонстрируют США. В субботу в беседе с журналистами в Абу-Даби госсекретарь США Майкл Помпео вновь заявил о намерении США поддерживать курдов. Он отметил, что «вывод американских военнослужащих из Сирии никак не повлияет на возможности США при необходимости проводить в регионе любые военные операции». То есть Вашингтон намекнул, что он не намерен передавать Дамаску контролируемые им сейчас территории, расположенные восточнее Евфрата. В воскресенье курдские порталы, в том числе агентство Kurdistan 24, распространили заявление бывшего спикера Отрядов народной самообороны в кантоне Африн Рейзана Хеду. Он сообщил, что «США в настоящее время стремятся сорвать переговоры между представителями Сирийских демократических сил и официального Дамаска по поводу возможного вступления подразделений Сирийской арабской армии на восточное побережье Евфрата».
Реакции Москвы и Дамаска на это заявление пока не последовало. Хотя ранее российский МИД словами своего официального представителя заявил, что пока признаков вывода войск США из Сирии не обнаружено. «На сегодняшний момент складывается ощущение, что уходят так, как говорится в одном нашем любимом фильме, чтобы остаться. По крайней мере такое ощущение складывается», – заявила Мария Захарова.
комментарии(0)