Израильские военные теперь вряд ли будут оглядываться на позицию других глобальных игроков относительно сирийского конфликта. Фото Reuters
Израиль готов серьезно реагировать на возможное усиление иранских сил в Сирии в связи с выводом контингента США. Об этом «НГ» заявил заместитель заведующего департаментом Евразии МИД Израиля Алекс Бен-Цви, отметив, что жесткость ответа зависит от степени угрозы. Накануне Армия обороны (ЦАХАЛ) использовала свою систему ПРО, чтобы нейтрализовать запущенные с территории Сирии ракеты.
«Меня это не удивит, – заявил «НГ» Бен-Цви, отвечая на вопрос, ожидает ли Израиль усиления подконтрольных Ирану формирований в Сирии в связи с решением президента Дональда Трампа вывести американский контингент. – Хотя я в этом до конца не уверен. Все зависит от общей ситуации».
При этом планы американского руководства никак не повлияют на готовность еврейского государства отвечать на потенциальную опасность. «Выйдут или не выйдут американские войска из Сирии, если будет какая-то угроза со стороны иранских сил с сирийской территории – наша реакция будет однозначной, не в их (иранцев. – «НГ») пользу», – уверил израильский дипломат. Вопрос о том, дает ли сокращение американского присутствия в Сирии право Израилю на более свободные действия в отношении иранских сил, не стоит. ЦАХАЛ будет реагировать «по обстоятельствам», заявил Бен-Цви. «Если угроза серьезная – реакция серьезная», – добавил он.
Согласно пресс-релизу Армии обороны, Израилю пришлось задействовать систему ПРО против зенитных ракет, выпущенных с сирийской территории. «Сообщений об ущербе или пострадавших в результате инцидента не поступало», – добавили в пресс-службе армии. По уточненным данным, удары израильские самолеты нанесли, находясь в воздушном пространстве Ливана. В результате атак был уничтожен склад иранских ракет «Фаджр-5» вблизи Дамаска. По информации издания Times of Israel, мишенью были три высокопоставленных члена ливанской группировки «Хезболла», которые в момент ударов садились на борт самолета, направлявшегося в Иран. Комментируя инцидент, в Дамаске делают акцент на том, что это самая масштабная атака еврейского государства на Сирию после трагедии с российским самолетом-разведчиком Ил-20 в небе над республикой. Несмотря на то что он был сбит сирийцами, в его падении российская сторона обвинила Израиль.
Реакция России на новые обстрелы была жесткой. «Обращает на себя внимание, что авиаудары в очередной раз осуществлялись израильской авиацией «под прикрытием» гражданских самолетов, направлявшихся на посадку в аэропорты Дамаска и Бейрута, – заявили в МИД РФ, делая отсылку к трагедии с Ил-20. – У нас вызывает самую серьезную озабоченность как сам факт нанесения ударов, так и то, как они были произведены. Налицо грубое нарушение суверенитета Сирии и положений резолюций СБ ООН».
Этими данными делится и Министерство обороны РФ. «Для предотвращения трагедии были установлены ограничения на применение сирийскими правительственными войсками средств ПВО и РЭБ, что позволило авиадиспетчерам в Дамаске увести пассажирский самолет из опасного района и направить его на запасной аэродром Хмеймим», – сообщил официальный представитель оборонного ведомства РФ Игорь Конашенков.
В израильской прессе отмечают, что атаки в окрестностях Дамаска были нанесены между 21.30 и 22.00, однако, по данным портала FlightStats, вечером 25 декабря в международном аэропорту Дамаска сели два гражданских самолета: W5 142 Mahan Air (летел из Тегерана) – в 21.00, 6Q 542 Cham Wings Airlines (летел из Басры) – в 22.45. Помимо этого с 21.00 до 22.05 в международном аэропорту Бейрута совершили посадки восемь гражданских самолетов из Эмиратов, Катара, Египта, Нигерии, Британии и Кипра. В связи с этим израильтяне задаются вопросом, об угрозе для каких гражданских самолетов в Дамаске и Бейруте идет речь в заявлениях официальных лиц России. Ударов по иранским объектам Москва не подтверждает. Конашенков лишь уточнил, что в результате попадания авиабомб по логистическому центру 138-й бригады сирийской армии три военнослужащих правительственной армии получили ранения. А пожар был оперативно локализован.
«Удары Израиля зависят от конъюнктуры, и это неудивительно, учитывая, что Дамаск также зачастую предпочитает привязывать операции к внешнеполитическим событиям, – заявил «НГ» эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов. – Например, развертывание дополнительных войск и ряд операций вблизи Голанских высот проводились режимом (президента Башара Асада. – «НГ») на фоне критики арабскими лидерами решения перенести посольство США в Иерусалим. В данном случае ЦАХАЛ продемонстрировал готовность продолжать операции против проиранских сил на фоне анонсированного Трампом вывода войск из САР. Израильтяне, видимо, воспользовались расслабленностью сирийских войск во время рождественских гуляний. Что касается реакции Москвы, то, несмотря на тактику нанесения ударов авиацией ЦАХАЛ с использованием рельефа Ливанских гор, очевидно, Россия и Израиль продолжают координацию».
Эксперт считает, что израильские удары по лояльным Ирану силам в Сирии в целом выгодны российской стороне, которая имеет долгую и запутанную историю взаимоотношений с Исламской Республикой в контексте сирийского вооруженного конфликта. «С одной стороны, сотрудничество с Израилем позволяет России в репутационном плане выдерживать дистанцию от шиитского Ирана, с другой – сдерживает иранские амбиции, – полагает аналитик. – Тегеран не отказался и не откажется от Сирии. Он продолжит действовать там через многочисленные местные группы, лояльные фигуры в военной и политической элитах САР, а также через различные экономические проекты. Вывод иностранных группировок Иран рассматривает как инструмент торга, при этом зачастую отказывается выводить их из тех или иных районов, несмотря на просьбы Москвы».
О неспособности России повлиять на иранские силы на юге Сирии сейчас говорит израильская пресса. Так, Haaretz отмечает, что новые авиаудары имеют широкий политический контекст. По мнению газеты, Израиль посылает сигнал о том, что продолжает свои действия в отношении проиранских сил, несмотря на решение Трампа вывести американский контингент и несмотря на трения с Россией после ситуации с Ил-20. Авторы Haaretz полагают: у Израиля есть еще один аргумент в пользу продолжения своих операций. В ходе переговоров о судьбе южных провинций Сирии, которые были взяты этим летом под контроль правительственными войсками, Москва дала гарантии израильскому руководству, что зона шириной 80 км у сирийско-израильской границы будет свободна от иранских формирований. «На практике русские не включили Дамаск и его пригороды в эту запретную зону», – пишет Haaretz.
комментарии(0)