Нарендра Моди не станет поднимать на переговорах в Сочи тему связей РФ и Пакистана в военной области. Фото Reuters
Сегодня в Сочи прибывает премьер-министр Индии Нарендра Моди. Как ожидают, во время беседы с президентом РФ Владимиром Путиным речь пойдет об американских санкциях против Ирана и Москвы, терроризме, положении в Сирии, российско-индийском военно-техническом сотрудничестве (ВТС). СМИ в Дели называют визит беспрецедентным. Ведь оба руководителя и так должны пообщаться в октябре во время плановой поездки Путина в Индию. Частота встреч объясняется тем, что нужно теснее координировать ответы на общие вызовы.
Визит носит рабочий характер и, вероятно, завершится 21 мая. Как пишет Hindu, одна из старейших индийских газет, переговоры продлятся 4–6 часов и будут проходить только между руководителями стран с помощью переводчиков. Во время обеда к ним присоединятся члены обеих делегаций.
Толчком к проведению неформального саммита послужил телефонный звонок Моди, поздравившего Путина с победой на президентских выборах. Тогда и возникла идея встречи в Сочи. После этого индийский министр обороны Нирмала Ситхараман, советник по национальной безопасности Аджит Довал и секретарь МИД Виджай Гокхале побывали в Москве.
Источники в правительстве Индии сказали Hindu, что саммит в Сочи не будет фокусировать внимание на таких двусторонних проблемах, как добыча нефти и других видов энергии, закупки вооружений, таких как ожидаемая сделка о противоракетных системах С-400 и сотрудничество в области мирного атома. Также не будут фигурировать на переговорах раздражители во взаимоотношениях двух держав, в частности более близкие связи России и Пакистана в военной области.
Индия не позволит, чтобы ее потребности в обороне диктовались кем-то извне. «То, что касается получения обороной техники для нашей национальной безопасности из разных стран, только мы будем это решать», – сказал источник газеты в правительстве. Он имел в виду принятие закона в США о санкциях против стран, которые ведут торговлю в области обороны и энергетики с «противниками» Америки, а также выход США из ядерной сделки с Ираном.
В беседе с «НГ» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отметил, что ВТС является очень важным аспектом индийско-российского сотрудничества, и в принципе обойти его стороной при обсуждении невозможно: «Мы в России обеспокоены тем, что индийцы все больше смотрят на другие предложения, сближаются с американцами, а индийцы тоже высказывают недовольство нашими поставками. Груз накопившихся проблем будет обсуждаться, даже если не будет темой № 1».
Дело в том, что ПВО номинально у индийцев есть, но реально в случае войны оно прикрыть Индию не сможет. Речь идет не только о Пакистане, но и о Китае.
«Насколько мне известно, индийцы заинтересованы в покупке нескольких дивизионов С-400, – уточнил Пухов. – Ведь Индия проводит активную внешнюю и оборонную политику, значит, ей необходимо отстаивать свои интересы в какой-то момент с оружием в руках. А какова реальность? В середине 90-х индийцы купили у нас небольшую партию самоходных комплексов «Тунгуска». Это предшественник «Панциря». У них есть переносные зенитные комплексы и гибридные системы, которые воплощают стремление совместить советские системы с технологиями своими, западными. То есть небо не прикрыто».
Другой аспект проблемы состоит в том, что индийские банки крайне настороженно относятся к транзакциям по таким контрактам, так как американцы обещали наказывать всех, кто будет обслуживать платежи по ним. То есть необходимо найти какие-то развязки. Это один из вопросов российско-индийского ВТС, заключил эксперт.
комментарии(0)