Дональд Трамп уже готов обсудить с Владимиром Путиным вопросы разоружения. Фото Reuters
«Россия обещает сбить все ракеты, выпущенные по Сирии. Россия, приготовься, поскольку они прилетят – хорошие, новые и «умные»! Не стоит быть партнером животного, которое травит газом свой народ и наслаждается этим!» – написал Дональд Трамп в Twitter. В поддержку слов президента США моряки отправили в Средиземное море авианосную группу во главе с атомным многоцелевым авианосцем Harry S. Truman, в составе которой – крейсер УРО и четыре эсминца УРО, вооруженные крылатыми ракетами Tomahawk. Впрочем, выход в море авианосной группы был, судя по всему, запланирован заранее, но возросшая интенсивность полетов американской авиации позволяет говорить о том, что за словами Дональда Трампа стоит нечто большее, чем просто бравада и желание в очередной раз похвастаться своей «красной кнопкой».
Как свидетельствуют данные мониторингового ресурса CivMilAir, в течение последних суток с авиабазы на Западном побережье США вылетает высотный самолет-шпион U-2S, который, судя по маршруту, будет вести разведку в районе тихоокеанского побережья России. В то же время с британской авиабазы Милденхолл в сторону российского Калининграда вылетает самолет радио- и радиотехнической разведки RC135V Rivet Joint, компанию которому составляет самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-3 Sentry сил НАТО. Такой же «часовой» в это же время нарезает круги над Турцией в районе северной границы Сирии.
В свою очередь, с авиабазы Сигонелла на Сицилии в сторону Сирии уходит самолет Р-8А Poseidon, который через несколько часов уже патрулирует в районе ливанского и сирийского побережья. Вслед за ним с этой же авиабазы вылетает второй Poseidon. Тем временем над центральной Украиной замечают высотный беспилотник-разведчик RQ-4 Global Hawk, который следует в восточном направлении. А еще через некоторое время с авиабазы на Восточном побережье США в сторону Европы вылетает самолет C-32B, использующийся для поддержки действий сил спецопераций.
В тот же день в воздухе замечают сразу четыре самолета управления и связи E-6B, которые должны обеспечивать устойчивую связь высшего органа управления ВС США – Уполномоченного национального командования (National Command Authority – NCA) – со стратегическими и нестратегическими силами. В частности, именно на эти машины ложится тяжелое бремя обеспечения резервной системы связи с атомными подводными ракетоносцами (система TACAMO), и именно они используются как воздушный командный пункт Стратегического командования ВС США. Задача этих самолетов – обеспечить управление ядерными силами в случае, если будет уничтожен центр управления Командования глобальных ударов на авиабазе Оффут или же будет нарушена связь с ним.
Необычность ситуации в том, что в воздухе оказались сразу четыре таких самолета – четверть от всего парка таких машин, имеющихся у ВМС США. Однако если посмотреть на районы, где замечены E-4B, и принять во внимание, что данные машины оснащены аппаратурой системы управления межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) шахтного базирования «Минитмен-3» (an airborne launch control system – ALCS), то все встает на свои места.
Три самолета находятся в воздухе как раз недалеко от позиционных районов «минитменов» и командных пунктов в горе Шайен (главный центр объединенной системы раннего предупреждения о ракетной атаке и ее оценки) и на авиабазе Оффут. Это необходимо, поскольку терминал ALCS, который позволяет расчету по прямой связи выяснить состояние ракеты в шахте, при необходимости перенацелить ее и осуществить пуск, работает по каналу ультравысоких частот только в пределах прямой видимости пусковой установки МБР. Один позиционный район – это 150 ракет с боеголовкой в несколько сотен килотонн каждая, готовых отправиться в свое последнее путешествие по команде с E-4B.
Наконец, словно завершающий аккорд в «увертюре Трампа», в воздух поднимается E-4B Nightwatch – воздушный командный пункт, прозванный самолетом «Судного дня» и предназначенный для президента, министра обороны и ряда других членов высшего военно-политического руководства США на случай, когда с началом ядерной войны наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.
Примечательно также, что один из пользователей на страничке CivMilAir в Twitter удивленно заметил, что трекинг показывает два десятка самолетов-заправщиков KC-135 в воздухе над континентальной частью США, что весьма необычно в мирное время для американских ВВС. Однако и здесь нет ничего удивительного: поднятые в воздух самолеты управления и связи способны находиться в воздухе хоть неделями, но только при условии регулярной дозаправки их топливом.
В такой нервозной обстановке 10 апреля Европейское агентство авиационной безопасности выпустило оперативное уведомление, в котором указывается, что «в связи с возможными авиаударами по Сирии ракетами класса «воздух–земля» и/или крылатыми ракетами в течение следующих 72 часов возможны периодические сбои в работе систем навигации и радиооборудования», а 11 апреля на сайте Федерального управления гражданской авиации США появляется сообщение NOTAM (оперативная информация об изменениях в правилах проведения и обеспечения полетов, а также аэронавигационная информация), в котором указывается: с 11 апреля в районе Никосии в Восточном Средиземноморье будут проводиться учения ВМФ РФ, в том числе пуски ракет. По данным агентства, ограничения вводятся с 7.00 11 апреля и до 15.00 26 апреля.
Казалось, что все – вот он тот самый апокалипсис, который многие предрекали. Ведь начальник российского Генштаба генерал армии Валерий Герасимов уже давно и недвусмысленно дал понять – в случае удара по объектам на территории Сирии российские войска «примут ответные меры воздействия как по ракетам, так и по носителям, которые их будут применять». Однако затем друг за другом с интервалом в один час Трамп публикует сообщения, которые переворачивают все с ног на голову.
Сначала он пишет, что «вся вражда с Россией вызвана фейковым и коррумпированным русским расследованием, которое возглавили все, кто лоялен к демократам или работал вместе с Обамой», а затем мы читаем уже, что отношения Америки с Россией «сегодня в худшем состоянии, чем когда-либо, включая холодную войну. Но для этого нет причин. Россия нуждается в нашей помощи для ее экономики, что очень легко сделать, и потому все страны должны действовать заодно. Остановим гонку вооружений?».
В последнем, судя по всему, заключается ключ к пониманию того, зачем хозяин Овального кабинета затеял всю эту увертюру (или авантюру?) с ударом по Сирии. Вероятно, приняв близко к сердцу демонстрацию видео- и компьютерных роликов в заключительной части Послания президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию, бизнесмен и шоумен Трамп решил «поработать» с Кремлем в своей обычной манере: напугать, нагнать страху, заставить остолбенеть от своей ужасающей мощи, а после… предложить переговоры. Прямо в стиле пиратов из саги про Джека Воробья.
Судя по всему, такая тактика сработала в отношении КНДР, лидер которой, посовещавшись с председателем КНР Си Цзиньпином, предложил встречу президенту США, и последний ее моментально принял. Сработала эта тактика и в отношении партнеров Америки по Североатлантическому альянсу. Вскоре после вступления в должность Дональд Трамп пригрозил европейским странам – членам НАТО прекратить вкладывать деньги американских налогоплательщиков в общенатовский котел, если те сами не начнут более активно тратиться на оборону (оборонные расходы США составляли на 2017 год 71,7% от общих военных расходов всего блока). И это возымело действие.
Как указывал в марте генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг в ходе презентации своего доклада по итогам деятельности НАТО за 2017 год, государства – члены альянса наконец-то стали наращивать военные расходы. «Мы три года подряд были свидетелями наращивания расходов на оборону в Европе и Канаде, что в итоге принесло дополнительно 46 млрд долл.», – подчеркнул Столтенберг. По данным главы НАТО, в 2017 году европейские страны блока и Канада подняли военные расходы почти на 5%.
Вполне возможно, что именно такую тактику президент Трамп избрал и в своем соперничестве с президентом Путиным. Напугать, ошарашить, а затем предложить переговоры по широкому спектру вопросов, включая разоружение. Все бы хорошо, но что, если у кого-то из военных нервы в такой ситуации не выдержат и он нажмет роковую кнопку? «Идиоты – куда они его будут сажать, если внизу будет Хиросима и Нагасаки Америки???» – воскликнул по поводу взлета самолета «Судного дня» один из пользователей Twitter. Точнее и не скажешь.
комментарии(0)