Марк Цукерберг пообещал сделать деятельность своей компании более прозрачной. Фото со страницы Марка Цукерберга в Facebook
Евросоюз не может доверить контроль за качеством распространяемой онлайн-информации руководству соцсетей. Об этом рассказал еврокомиссар по безопасности Джулиан Кинг. По его мнению, ЕС стоит разработать собственные механизмы для борьбы с ложной информацией в Facebook и на других онлайн-платформах.
«Угроза кибербезопасности принимает все новые формы, включая не только таргетированные атаки, но и использование кибермеханизмов для манипулирования поведением, нагнетания противоречий в обществе и подрыва доверия к нашим демократиям», – утверждает Кинг в письме, направленном еврокомиссару по цифровой экономике Марии Габриэль. Выдержки из текста документа приводит издание Financial Times.
По словам Кинга, ЕС должен наконец установить рамки создания и использования контента в соцсетях, особенно в ходе выборов. Без этого, предупреждает он, риск дезинформации и незаконного сбора данных о пользователях в Интернете сохранится, а вместе с ним и угроза демократиям. Еврокомиссар напомнил: уже в мае 2019 года Евросоюз ждут парламентские выборы. А следовательно, утверждает он, предпринимать какие-то действия нужно сейчас, откладывать их в долгий ящик у Брюсселя просто нет времени.
В качестве решения проблемы Кинг предложил разработать специальные критерии эффективности регулирования как соцсетей, так и онлайн-ресурсов, размещающих у себя рекламу. На основе этих критериев власти ЕС смогут проводить мониторинг того, насколько успешно руководству компаний типа Google или Facebook удается защищать данные о своих пользователях, бороться с фейковыми новостями и проверять заказчиков рекламы. Если своими силами онлайн-гигантам с такими задачами справиться не удастся, то за них это должны делать власти. Ожидается, что конкретные предложения по регулированию соцсетей, в частности в сфере борьбы с дезинформацией, ЕС опубликует в апреле.
Отметим, что актуальности вопросу о регулировании интернет-компаний придала череда скандалов, связанных с вмешательством в выборы на Западе со стороны иностранных фирм и государств. Так, в марте британское издание Observer вышло с материалом, разоблачающим деятельность Cambridge Analytica – базирующейся в Лондоне фирмы, занимающейся анализом данных и помощью в проведении избирательных кампаний. Источником разоблачений стал бывший сотрудник Cambridge Analytica Кристофер Уайли, рассказавший Observer, как его работодатели якобы незаконным образом получили доступ к информации о 50 млн пользователей Facebook (см. «НГ» от 21.03.18). Эта информация затем была использована для агитации избирателей, в том числе на американских президентских выборах в 2016 году, в ходе которых услугами Cambridge Analytica пользовался республиканец Дональд Трамп.
В своем письме Кинг охарактеризовал деятельность Cambridge Analytica как «использование психометрических данных для таргетирования граждан». «Это один из ранних примеров того, насколько вредные эффекты дезинформация может оказать на либеральные демократии», – подчеркнул он.
Другой скандал разразился на Западе после президентских выборов в США в ноябре 2016 года и был связан с деятельностью якобы «российских троллей». Они, как выяснилось в ходе разбирательств в Конгрессе, распространяли в Facebook и Twitter контент, направленный на разжигание социальных и политических противоречий в США и поддерживали кандидатов от антиистеблишмента – Трампа и социалиста Берни Сандерса. Помимо постов в соцсети «российские тролли» якобы размещали в Facebook рекламу, право на которую приобретали за рубли (см. «НГ» от 03.11.17). Позднее СМИ писали, что активность «российских троллей и хакеров» была замечена в ходе выборов во Франции, на которых победил Эмманюэль Макрон.
Помимо ЕС к разработке законодательства, нацеленного на борьбу с дезинформацией, приступили и страны – участницы этого объединения. Так, во Франции готовятся меры, наделяющие судей правом удалять или блокировать заведомо ложный контент в соцсетях во время проведения выборов. А законодатели Германии выдвинули инициативу по борьбе с онлайн-сообщениями, призывающими к терроризму или ксенофобии. За их распространение предлагается вводить штрафы до 50 млн евро.
Вопросом прозрачности работы соцсетей озабочены и в США. Прошлой осенью сенаторы-демократы Эми Клобучар и Марк Уорнер, а также республиканец Джон Маккейн представили законопроект о регулировании политической рекламы в соцсетях. Положения Акта о справедливой рекламе требуют от интернет-компаний раскрывать информацию о клиентах, которые платят за размещение рекламы на их сайтах. В законопроекте, кроме того, фигурирует требование о публичном размещении копий политических объявлений с информацией об их целевой аудитории.
Вчера ситуацию вокруг использования Facebook в политических целях прокомментировал создатель соцсети Марк Цукерберг. В интервью изданию Vox он пообещал сделать деятельность компании максимально прозрачной и бороться с проявлением ненависти со стороны пользователей своей платформы. «Люди распространяют самый разный контент, и порой возникают споры о том, какая его часть является допустимой и легитимной, а какая – нет… – сказал он. – Полагаю, что мы (Facebook. – «НГ»)… находимся в положении, которое обязывает нас регулировать эти споры… Для этого нам нужно создать новые меры регулирования и рычаги управления (пользователями. – «НГ»)».
По мнению Цукерберга, один из способов борьбы с дезинформацией без введения неправомерной цензуры – дать пользователям возможность подавать жалобы на блокировку контента. «В настоящее время если вы разместили что-либо на Facebook, а на вас пожаловались и наши службы заблокировали этот контент, то у вас нет возможности обжаловать это решение. Думаю, как в любой демократической системе, мы должны разрешить людям опротестовать блокировку», – отметил он.
Помимо прочего, заявил Цукерберг, Facebook уже разработал системы искусственного интеллекта, позволяющего бороться с троллями. Как подчеркнул программист, с помощью этих алгоритмов удалось предотвратить – или по крайней мере свести к минимуму – вмешательство в ходе французских и германских выборов.
комментарии(0)