Разбирательства вокруг соцсети нанесли ущерб состоянию Марка Цукерберга. Фото Reuters
Законодатели Евросоюза, Великобритании и США намерены расследовать деятельность Facebook. Обвинения, выдвинутые в адрес руководства соцсети, касаются неправомерной передачи информации о пользователях третьим лицам. Из-за скандала с утечкой данных создатель Facebook Марк Цукерберг потерял более 6 млрд долл.
«Обвинения, связанные с неправомерным использованием данных пользователей Facebook, указывают на нарушение личных прав наших граждан. Европейский парламент проведет тщательное расследование, которое призовет руководства цифровых платформ к ответу», – заявил председатель Европарламента Антонио Таяни.
Вопросы у парламентариев возникли в связи с деятельностью фирмы Cambridge Analytica – базирующейся в Великобритании компании, занимающейся анализом данных и помощью в проведении избирательных кампаний. В список ее руководства входят такие известные бизнесмены и политики правых взглядов, как бывший советник президента США Дональда Трампа Стивен Бэннон и донор Республиканской партии, миллионер Роберт Мерсер. В 2016 году услугами Cambridge Analytica пользовался Трамп, а также сторонники выхода из ЕС на референдуме по брекзиту в Великобритании.
Согласно расследованиям изданий Observer и New York Times, в 2014 году компания заполучила данные о 50 млн пользователей Facebook. Эта информация затем была использована в ходе агитации избирателей в интересах клиентов Cambridge Analytica. Евродепутаты попытаются установить, оказались ли в числе этих 50 млн граждане ЕС.
«Мы использовали Facebook, чтобы получить данные о профилях миллионов людей и затем вырабатывали стратегию, основываясь на том, что мы знали о них и об их скрытых желаниях. Это (данные о пользователях. – «НГ») фундамент, на котором строилась наша компания», – рассказал Observer Кристофер Уайли, бывший сотрудник Cambridge Analytica.
Как пишет New York Times, данные о пользователях соцсети фирма Мерсера и Бэннона получила через приложение thisisyourdigitallife, созданное научным сотрудником Кембриджского университета Александром Коганом, который занимается исследованиями в области психологии и поведенческого анализа. Thisisyourdigitallife предлагала пользователям небольшую сумму денег за прохождение теста на определение типа личности. При этом их просили дать согласие на обработку своих данных, которые могут быть использованы в дальнейшем, но «исключительно в научных целях». Учитывая научный характер деятельности кембриджского психолога, Facebook работу приложения ограничивать не стал.
В действительности же Коган получил доступ не только к профилям пользователей, зарегистрировавшихся в thisisyourdigitallife, но еще и к профилям их друзей. Более того, полученной информацией научный сотрудник делился с Cambridge Analytica, с которой сотрудничал. Всего Коган передал британской компании данные более чем о 50 млн пользователей.
Выступая перед комитетом британской Палаты общин по культуре, СМИ и спорту, исполнительный директор Cambridge Analytica Александр Никс заявил, что не получал данные от Facebook, а предоставленные Коганом сведения оказались для его компании «бесполезными». Однако такие показания противоречат как данным Observer и New York Times, так и заявлениям Уайли.
В британском парламенте поведение Никса вызвало возмущение. Председатель комитета Палаты общин по культуре, СМИ и спорту, депутат от Консервативной партии Дэмиан Коллинс обвинил руководителя Cambridge Analytica в даче ложных показаний. Раскритиковал Коллинс и Цукерберга, призвав того «перестать прятаться» и предстать перед британским парламентом для дачи показаний.
О необходимости расследовать деятельность Cambridge Analytica дал понять и министр цифровых технологий, культуры, СМИ и спорта Мэттью Хэнкок. Как заявил министр в интервью изданию Daily Telegraph, пришло время положить конец ситуации, когда цифровой мир все еще пребывает в эпохе «Дикого Запада», а работающие в этой сфере частные компании не следуют никаким правилам. «Свобода может существовать только в каких-то понятных рамках», – отметил он.
Помимо прочего, тревогу из-за скандала с Cambridge Analytica подняли в Конгрессе США. Так, член комитета Сената по разведке, демократ Рон Уайден направил письмо Цукербергу, в котором призвал того объяснить случаи неправомерного использования личных данных пользователей без их согласия. Текст письма с перечнем вопросов к создателю Facebook сенатор опубликовал в своем Twitter.
Стоит отметить, что ряд стран уже приняли шаги по защите личных данных граждан. Так, 25 мая в ЕС вступает в действие закон, предполагающий введение штрафных мер в отношении компаний, включая онлайн-ресурсы, использующие или храняющие личную информацию о гражданах ненадлежащим образом. Законопроект, содержащий подобные меры, были представлены и в британском парламенте.
Случай с Cambridge Analytica – уже второй по счету громкий политический скандал с участием Facebook за несколько месяцев. Первым был случай с «российскими троллями», которые смогли за рубли приобрести у соцсети право размещать там рекламу, чтобы, как выяснили конгрессмены, усилить расовые и социальные разногласия между американскими избирателями (см. «НГ» от 03.11.17).
Скандальная репутация Facebook нанесла финансовый ущерб его создателю. За сутки после скандала с Cambridge Analytica состояние Цукерберга снизилось более чем на 6 млрд долл. из-за падения курса акций Facebook. Об этом сообщает американский телеканал CNBC.
Мнение экспертов по поводу инцидента с Cambridge Analytica разделились. По словам научного сотрудника Гуверовского института Ниалла Фергюсона, таргетированная реклама в Facebook стала самым эффективным инструментом в арсенале современных политиков и сделала Трампа президентом. «Так что новость о том, что Cambridge Analytica получила данные о 50 млн пользователей – это чрезвычайно важное событие», – сказал эксперт в интервью телеканалу Fox News.
Другие аналитики призывают не раздувать скандал вокруг компании Никса, обратив внимание, что работа политических партий с массивами личных данных пользователей – далеко не новость. Как подчеркнул профессор кафедры политических наук Университета Кента, научный сотрудник Chatham House Мэтью Гудвин, кампания экс-президента Барака Обамы в 2012 году применяла те же самые инструменты, что и Cambridge Analytica в 2018-м. «Не понимаю истерии вокруг якобы темной деятельности Cambridge Analyitic. Каждый серьезный специалист по общественному мнению использует в анализе информацию, получаемую из социальных сетей… Прогрессивные политики тоже этим занимаются – просто когда это делают они, то такие действия называют «инновационными», – написал он в Twitter.
комментарии(0)