Глава британского МВД Эмбер Радд дала понять о готовности бороться с нечистыми активами россиян в королевстве. Фото Reuters
Законодатели в Великобритании, Швеции, Дании и Голландии выступили за разработку собственных вариантов принятого в США «закона Магнитского», вводящего ограничения в отношении перечня россиян, уличенных в нарушениях прав человека. Аналог этой меры уже был утвержден в Канаде, Эстонии, Литве и Латвии. Появление новых «законов Магнитского» станет дополнительным раздражителем в отношениях РФ и Запада, но к острой реакции со стороны Москвы не приведет, считают в экспертной среде.
«Мы призываем правительство к принятию шагов по утверждению «закона Магнитского» как в Нидерландах, так и на общеевропейском уровне», – обратился к властям депутат нидерландского парламента Питер Омтзигт. На решение этого вопроса Омтзигт выделил властям три месяца. По прошествии этого периода, потребовал законодатель, правительство должно отчитаться перед парламентом о достигнутых успехах или об их отсутствии.
Таким образом, Голландия стала очередной европейской страной, выразившей намерение принять аналог «закона Магнитского», который предполагает введение ограничений – включая запрет на въезд и заморозку финансовых активов – в отношении перечня из 49 россиян, уличенных в нарушении прав человека и коррупции. Как пишет издание Telegraph, принять подобные меры в Британии готовы по меньшей мере два министра этой страны – глава МВД Эмбер Радд и министр иностранных дел Борис Джонсон. Ожидается, что билль, который лоббируют депутаты и который содержит санкции против 49 россиян, будет представлен в парламенте в ближайшие недели.
В Дании принятие собственного «закона Магнитского» обсудят на специальной сессии парламента в мае. О необходимости такой дискуссии на прошлой неделе заявили в правящей Либеральной партии Венстре. «Существует широкий консенсус, что мы должны наконец предпринять какие-то действия», – сказал изданию EUobserver спикер Венстре по вопросам внешней политики Микаэль Оструп Йенсен.
Принятие положений об ужесточении контроля за импортом капитала из РФ рассматривают и в Швеции, где этот вопрос в середине марта обсудили в рамках слушаний в парламенте. Причем одним из спикеров, принявших участие в дискуссии, стал бизнесмен Уильям Браудер, бывший коллега Сергея Магнитского – консультанта, который, как предполагают на Западе, мог погибнуть от пыток в тюрьме из-за своих антикоррупционных разоблачений. По словам Браудера, инициативу по «закону Магнитского» готовы поддержать 40% шведских парламентариев.
Импульсом к появлению двойников «закона Магнитского» послужило предполагаемое участие Кремля в покушении на экс-полковника ГРУ и двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, которые подверглись отравлению в английском городе Солсбери в начале марта. «Я следил за историей с Магнитским в течение долгого времени, но когда я узнал об атаке в Великобритании, то окончательно понял, что мы должны что-то предпринять», – отметил Оструп Йенсен.
Напомним, что вину за покушение на Скрипалей британский премьер-министр Тереза Мэй возложила на Москву (см. «НГ» от 20.03.18). В частности, она заявила, что нервно-паралитическое вещество, от которого пострадали бывший шпион и его дочь, было разработано в РФ и известно под названием «Новичок». В Москве причастность к отравлению отрицают и обращают внимание на то, что свои обвинения Мэй выдвинула еще до завершения официального расследования (см. «НГ» от 23.03.18).
Впрочем, в экспертной среде намерение ужесточить контроль за ввозимым на Запад капиталом с темой национальной безопасности не связывают. «Вопрос вливаний в британскую экономику непонятно как нажитых денег стоит довольно остро, но серьезных рисков для национальной безопасности это, на мой взгляд, не представляет, – рассказал «НГ» старший научный сотрудник Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI) Шашанк Джоши. – Вместе с тем давление на хозяев сомнительного капитала может стать инструментом влияния на Кремль и тех, кто с ним связан».
Говоря о российской реакции, вероятное появление двойников «закона Магнитского» в европейских странах вызовет у элит «скорее не опасение, а раздражение», сказал «НГ» политолог, завкафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей. По его словам, нынешний перечень «списка Магнитского» невелик, главную же угрозу для РФ представляет его расширение. «Список фигурантов этого перечня подвержен расширению, и в силу ситуативных соображений в него могут попасть самые разные россияне, которых подозревают в нарушении прав человека», – сказал эксперт.
При этом, рассуждает Соловей, серьезных ответных мер со стороны Москвы в контексте появления все новых «законов Магнитского» ждать не стоит. «Скорее последует публичный реприманд, а также, вероятно, какой-то пропагандистский ответ. Не думаю, что последуют какие-то серьезные шаги – это не случай с высылкой дипломатов, где требовались зеркальные меры», – заключил он.
комментарии(0)