Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй пока не смогла убедить председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера в необходимости новых санкций против РФ. Фото Reuters
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй продолжает попытки ужесточить линию Евросоюза в отношении РФ в связи с «делом Скрипаля». Вопрос о «российской угрозе» она подняла на открывшемся в Брюсселе саммите ЕС. Со своей стороны, глава Евросовета Дональд Туск призвал 28 членов ЕС усилить меры по борьбе с гибридными угрозами и химическим оружием.
В преддверии саммита Брюссель посетил советник британского премьер-министра по национальной безопасности Марк Седвилл. Там он пообщался с дипломатами стран ЕС, поделившись с ними засекреченными данными, якобы подтверждающими причастность России к отравлению Сергея Скрипаля и его дочери Юлии 4 марта в английском городе Солсбери. Седвилл, кроме того, рассказал об угрозе, которую представляют оперирующая на территории ЕС «российская шпионская сеть», пишет газета Times. Вопрос о борьбе с разведчиками из РФ, как передает агентство Bloomberg, Мэй обсудила вчера на саммите в ходе рабочего ужина.
«Ситуация с Россией очень серьезная… и мы выступим с максимально убедительной формулировкой в коммюнике (по итогам саммита. – «НГ»)», – сказал изданию EUobserver дипломат ЕС на условиях анонимности. Впрочем, как добавил собеседник издания, в ближайшее время объединение не собирается принимать против Москвы новые санкции, а ограничится политическими мерами.
Отметим, что вину за покушение на Скрипалей Мэй возложила на Россию. По мнению премьера, нервно-паралитическое вещество, от которого пострадали бывший шпион и его дочь, было разработано в РФ и известно под названием «Новичок». Обвинения британцев раскололи Евросоюз на два лагеря. Как пишет EUobserver, Дания, Польша и страны Балтии поддерживают Британию и готовы принять в отношении России штрафные меры, расширив список россиян, которым запрещен въезд в ЕС. В то же время другие члены объединения, включая Францию и Грецию, к идее новых санкций относятся прохладно.
Противоречия по поводу отношений с Россией обострились и на уровне наднациональных властей ЕС. Так, председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер поздравил президента РФ Владимира Путина по случаю его избрания на пост главы государства, подчеркнув готовность к диалогу по поводу европейской безопасности. Однако Туск сказал, что, учитывая случившееся в Солсбери, «я не в настроении праздновать переназначение президента Путина».
Председатель Евросовета Дональд Туск призвал Европу приготовиться к отражению новых атак после отравления Сергея Скрипаля. Фото Reuters |
Вчера Туск, который является председателем саммита, призвал ЕС укрепить защиту как от различных видов оружия массового уничтожения, так и от гибридных атак. «Предлагаю активизировать сотрудничество ЕС, НАТО и всех наших правительств в сфере химической, бактериологической и радиационной защиты», – сказал глава Евросовета. Кроме того, Туск обратился к участникам саммита с призывом «усилить меры по противодействию гибридным угрозам, таким как подрыв доверия к нашим демократиям путем фейковых новостей и вмешательств в выборы».
Помимо «дела Скрипаля» участники встречи в Брюсселе обсуждают планы США ввести торговые пошлины на металлы и возможные ответные шаги объединения, а также принятие стратегии по второму этапу переговоров по брекзиту.
Затрагивают лидеры ЕС и тему реформы налогообложения цифровых компаний, таких как Google, Amazon и Facebook.
Накануне саммита своими размышлениями по поводу «дела Скрипаля» и роли в нем России поделился глава Форин офиса Борис Джонсон. В ходе выступления перед комитетом Палаты общин по иностранным делам он заявил, что «цепочка ответственности» за отравление экс-шпиона и его дочери «ведет нас к российскому государству и его верхушке». Говоря о мотивах, которыми руководствовался Кремль, Джонсон предположил, что нападение на Скрипалей – сигнал другим перебежчикам о том, что «ускользнуть от российской мести не удастся никому».
Самым же обсуждаемым высказыванием Джонсона стало его сравнение чемпионата мира по футболу в РФ с Олимпиадой 1936 года в Берлине. «Путин относится к этому событию (чемпионату мира. – «НГ») так же, как Гитлер (к Олимпиаде. - «НГ») в 1936 году, – сказал он, отвечая на вопрос депутата-лейбориста Иэна Остина о параллелях между двумя состязаниями. – Полагаю, что параллели с 1936 годом очевидны и, честно говоря, мне тошно представить, что Путин будет прославлять себя за счет этого спортивного события». При этом глава британского МИДа высказался против бойкота футбольного турнира, подчеркнув, что от такого решения в первую очередь пострадают английские спортсмены.
В то же время Джонсон дал понять, что Британия не хочет новой холодной войны с Россией. «Мы не хотим начинать новую холодную войну, – отметил он. – Я помню старую холодную войну, и это было довольно скудное время. Я рос, беспокоясь, что наша страна может быть стерта в прах в результате термоядерной войны».
В МИД РФ выпады Джонсона восприняли критично. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова обвинила британского министра в неподобающем тоне. «Очевидно, что он (Джонсон. – «НГ») отравлен ядом ненависти и злобы, непрофессионализма и поэтому хамства. Страшно об этом вспоминать, но этот человек является представителем политического руководства ядерной державы, которая несет особую ответственность за действия на международной арене и сохранение мира», – написала она в Facebook.
Осудил позицию Британии по «делу Скрипаля» и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Комментируя высказывания Джонсона, он заявил: «Совершенно отвратительное заявление, оно не подобает министру иностранных дел страны, любой страны. Безусловно, оно является оскорбительным и недопустимым».
Песков, кроме того, обратил внимание на поспешность выводов Лондона относительно причастности России к инциденту в Солсбери. «Первые обвинения в адрес России прозвучали из уст политических деятелей, причем произошло это спустя всего пару часов после инцидента. Сразу же стали говорить о том, что Россия с «высокой вероятностью» несет ответственность за покушение. А теперь мы слышим слова экспертов из ОЗХО (Организации по запрещению химического оружия. – «НГ») о том, что даже предварительный анализ отравляющего вещества займет около трех недель», – цитирует Пескова ТАСС.
В свою очередь, МИД РФ заверил, что выполняет все требования в рамках ОЗХО. «В соответствии с требованиями статьи III КЗХО Российская Федерация представила полное объявление о своих запасах химического оружия. Эти данные были досконально проверены и подтверждены инспекционными группами Техсекретариата ОЗХО. Факт полной ликвидации российского химарсенала официально подтвержден уполномоченной международной структурой – ОЗХО», – отмечается в памятке ведомства.
Кроме того, российский МИД потребовал от Британии раскрыть информацию о «деле Скрипаля» и о состоянии дочери шпиона Юлии, которая является гражданкой РФ. «4 марта на территории Великобритании (по версии самих британских властей) совершено нападение с применением химических веществ на российскую гражданку Юлию Скрипаль, – отмечается на сайте внешнеполитического ведомства. – Российская Федерация требует предоставить исчерпывающую информацию о ходе расследования инцидента в городе Солсбери в отношении российской гражданки (соответствующая нота посольства России в Лондоне была направлена 12 марта)».
Независимое расследование почти наверняка подтвердит ту версию событий, которую представил Лондон, убежден профессор токсикологии окружающей среды в Университете Лидса Алистэр Хэй. «Наша лаборатория оборонной науки и техники делает очень качественную работу и ежегодно проводит контроль качества, поэтому я убежден, что наши специалисты идентифицировали вещество (от которого пострадали Скрипали. – «НГ») верно, – сказал он «НГ». – В чем я не настолько уверен, так это в том, как именно яд был доставлен в Британию, и в отличие от правительства у меня нет доступа к такого рода информации».
При этом Хэй допустил, что Британия собирает доказательства по поводу отравления, которые могут затем быть использованы в судебных процессах, «если дело дойдет до этого». «Когда идет сбор подобного рода доказательств, это делается под грифом. Улики показывают тогда, когда ответчик в суде представит свой сценарий развития событий», – отметил профессор.
В конце концов, рассуждает Хэй, нынешняя ситуация требует от сторон «рассудительности и хладнокровия». «Надеюсь, что на каком-то уровне двусторонние дискуссии (между Британией и РФ. – «НГ») по поводу «дела Скрипаля» все-таки ведутся и они помогут пролить свет на вопросы, связанные с покушением. Наличие убедительных ответов – это в наших общих интересах», – подчеркнул эксперт.
комментарии(0)