Сценарий Восточной Гуты может повториться в других районах, опасаются повстанцы. Фото Reuters
Процесс политического урегулирования в условиях обострения в ряде районов Сирии стал одной из ключевых тем переговоров главы МИД РФ Сергея Лаврова и спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, который прибыл в Москву. В экспертной среде отмечают: сирийскую оппозицию сейчас вряд ли волнуют политические вопросы – повстанцы пытаются предугадать, где Дамаск начнет новую наступательную операцию.
В мае ожидается очередной, девятый раунд переговоров в рамках «Астаны» – дипломатического процесса под эгидой РФ, Турции и Ирана, который был фактически поставлен под удар развернувшейся наступательной операцией сил официального Дамаска в Восточной Гуте. Ситуация в этом пригороде сирийской столицы, который официально входил в число зон деэскалации, буквально повторила судьбу Восточного Алеппо. После того как войска президента Башара Асада значительно сузили анклав в Восточной Гуте, готовность противников сирийского режима садиться с его представителями за стол переговоров можно оценить как нулевую.
Однако, как иллюстрирует повестка переговоров Лаврова и де Мистуры, у глобальных игроков еще остается надежда на женевский мирный формат, как и на реализацию инициатив Конгресса сирийского национального диалога в Сочи, которая бы устроила все стороны.
Мысли российского руководства уже достаточно давно занимает вопрос политической архитектуры послевоенной Сирии, а если конкретнее – расстановка сил. В пользу этого свидетельствуют идеи сочинского Конгресса, где, как известно, было предложено создать сирийский конституционный комитет, а также повестка VII Московской конференции по международной безопасности, которая должна пройти в российской столице 4–5 апреля. Заместитель министра обороны России генерал-полковник Александр Фомин ранее сообщил, что свое участие в ней подтвердили более 30 министров обороны зарубежных государств. На официальном сайте российского оборонного ведомства говорится, что главными темами конференции будут «итоги разгрома» группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ) в Сирии, а также «перспективы установления мира в регионе».
Впрочем, в экспертной среде считают, что говорить о политических, а тем более о конституционных аспектах политического урегулирования в Сирии слишком рано из-за сохраняющихся военных очагов, один из которых – Восточная Гута. «Естественно, в нынешних условиях вряд ли можно говорить, что какая-то конституционная реформа может обсуждаться с реальной оппозицией на фоне продолжающейся операции в Восточной Гуте, – заявил «НГ» начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. – Как минимум надо нормализовать ситуацию в стране и вернуться к попыткам установить общенациональное перемирие».
Эксперт предостерегает от того, чтобы считать, что оппозиция сейчас готова вести какие-либо переговоры. «Фракции «Южного фронта», которые действуют на юге Сирии, готовятся то ли к масштабному наступлению, то ли к масштабной обороне: они вооружаются, проводят мобилизацию, то есть думают о другом, – отмечает Семенов. – То же самое происходит на севере страны – в Идлибе, где, с одной стороны, продолжается противостояние группировок «Джебхат Тахрир Сурия» и «Хайят Тахрир аш-Шам» (коалиция, куда вошли элементы запрещенной в РФ «Ан-Нусры». – «НГ») и где, с другой стороны, повстанческие фракции ждут, будет ли нанесен новый удар после Восточной Гуты». Иными словами, говорит аналитик, повстанцы больше озабочены дальнейшими планами Асада.
С военной точки зрения для удара правительственных сил больше подходят два анклава – Восточный Каламун (провинция Дамаск), который не входит в зоны деэскалации, и город Растан (зона деэскалации «Хомс»), говорит эксперт. «Однако возможность участия ВКС РФ в этих предполагаемых кампаниях остается пока под вопросом, – заявил Семенов. – Кроме того, не ясно, как закончится ситуация в Восточной Гуте, где «Джейш аль-Ислам», превратив город Дума в крепость, рассчитывает на длительную оборону в том случае, если не удастся с учетом ее условий заключить сделку с российской стороной».
Серьезные опасения есть и за судьбу юга Сирии, где действует зона деэскалации, которая функционирует под присмотром США и Израиля, отмечает аналитик. Дамаск и Тегеран уже неоднократно намекали на сценарий эскалации в этом районе, который остается под контролем оппозиционных формирований – в том числе тех, которые имеют поддержку Израиля. «Москве такой сценарий (обострения на юге. – «НГ») явно невыгоден, так как это может привести к конфронтации с руководством США и Израиля, – говорит Семенов. – Многие считают, что наступление на юге Сирии возможно, хотя это, конечно, чревато ухудшением отношений».
комментарии(0)