Глава департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Владимир Ермаков (второй справа) не исключает, что за покушением на Сергея Скрипаля могут стоять британские власти. Кадр из видео МИД РФ
Россия активизировала попытки снять неопределенность вокруг отравления экс-полковника ГРУ и двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в английском городе Солсбери. Глава МИД РФ Сергей Лавров на встрече с японским коллегой Таро Коно призвал Токио поспособствовать расследованию. Российское внешнеполитическое ведомство также провело брифинг для иностранных послов, в ходе которого изложило свое видение ситуации вокруг покушения на бывшего шпиона.
«Господин Таро Коно затронул тему происходящего сейчас в Великобритании с Сергеем Скрипалем и его дочерью. Таро Коно сказал, что важнее всего в этой истории разъяснение фактов. Мы с ним полностью, на сто процентов, согласились», – заявил Лавров на пресс-конференции в Токио.
Министр призвал Японию посодействовать в том, чтобы убедить власти Великобритании разъяснить два факта: «Во-первых, где находится господин Сергей Скрипаль и его дочь, а во-вторых, почему официальный представитель Скотленд-Ярда заявил, что расследование займет еще месяцы, а вердикт британское правительство уже вынесло, не дожидаясь судебного решения?» Как подчеркнул Лавров, до сих пор Лондон отказывался отвечать на вопросы Москвы.
Действия же британских властей в рамках «дела Скрипаля» Лавров назвал «лихорадочным метанием». «Мы сейчас наблюдаем лихорадочное метание по всему миру, уговаривание партнеров солидаризироваться с Великобританией в этом вопросе без предъявления каких-либо фактов. Думаю, все всё прекрасно понимают, но из чувства ложно понятой солидарности вынуждены выдавливать из себя какие-то слова, которые можно хоть как-то интерпретировать как поддержку позиции Лондона», – заявил министр.
Напомним, что премьер-министр Британии Тереза Мэй возложила вину за покушение на Скрипалей 4 марта на Россию. По ее словам, нервно-паралитическое вещество, от которого пострадали бывший шпион и его дочь, было разработано в РФ и известно под названием «Новичок». Затем по инициативе Лондона тема отравления была вынесена на обсуждение в НАТО, ООН и ЕС. Коллективный Запад выразил солидарность с Мэй, однако от прямых обвинений Москвы в причастности к инциденту в Солсбери воздержался (см. «НГ» от 21.03.18).
В «деле Скрипаля» все еще остаются неопределенности. Обвинения в адрес РФ со стороны Мэй и главы Форин офиса Бориса Джонсона (см. «НГ» от 19.03.18) прозвучали еще до окончания официального расследования трагедии в Солсбери. Оно, как отмечается в официальном заявлении британской полиции, может занять «много месяцев». «Это одно из самых масштабных и сложных расследований, инициированных британской контртеррористической полицией», – уточняется в тексте заявления.
Кроме того, противоречия возникли и в связи с программой «Новичок». Джонсон заявляет, что в РФ занимаются производством этого нервно-паралитического агента уже 10 лет. О существовании «Новичка» рассказал и живущий в США химик Вил Мирзаянов, который упомянул об этой программе в статье «Отравленная политика» в 1992 году. В связи с этой публикацией Мирзаянов был обвинен в разглашении государственной тайны.
После отравления Скрипаля химик-эмигрант допустил, что яд мог быть произведен в РФ. «Я полагал, что товарищи из России не осмелятся использовать яд, который более не является секретом», – сказал он в интервью «Новой газете». И добавил, что все партии «Новичка», способные существовать вне России, разложились, а «для создания его компонентов нужны мощные лаборатории и опытнейшие кадры, которые есть лишь в нескольких странах».
В РФ причастность к трагедии в Солсбери отвергают. По словам постпреда РФ при ООН Василия Небензи, разработки вещества «Новичок» в России не велись, а химикат, использованный для отравления Скрипаля, мог быть произведен и в самой Британии. «В Российской Федерации никакие научно-исследовательские и опытные конструкторские разработки под условным названием «Новичок» не проводились», – сказал ТАСС дипломат, отметив также, что наиболее вероятным источником происхождения химиката «являются страны, в которых с конца 1990-х годов по настоящее время и проводятся интенсивные исследования по указанным веществам, в том числе в Великобритании».
Однако во вторник в интервью РИА Новости доктор химических наук Леонид Ринк дал понять, что программа разработки отравляющей системы наподобие той, которую на Западе называют «Новичок», существовала. «Над «Новичком» трудилась большая группа специалистов в Шиханах и Москве – технологи, токсикологи, биохимики. Нужно было синтезировать образец, потом выполнить десять тысяч условий, чтобы система была эффективной и живучей во всех видах средств доставки», – сказал он.
В то же время Ринк подчеркнул: называть эту программу «Новичок» было бы некорректно. «Программы разработок химических боеприпасов были, но не с таким названием. После того как какая-либо программа завершалась, ее передавали военным, и уже те давали название. Они могли дать любое, – пояснил он. – Среди прочих был и реестр со словом «Новичок». В нем различные боевые системы с разными формулами и разным механизмом действия шли под номерами, например «Новичок-1», «Новичок-2», «Новичок-3». То есть не было такого отдельно взятого вещества – «Новичок».
Ученый также не согласился с Мирзаяновым насчет того, что создание яда – очень трудоемкая процедура. «Для любого государства, где есть оружие массового поражения, для Великобритании, Штатов, Китая и всех развитых стран, где есть хоть какая-то химия, создать такое оружие – ноль проблем», – считает Ринк.
На прошлой неделе официальный представитель МИДа Мария Захарова предположила, что исследованием вещества наподобие «Новичка» занимаются Великобритания, Словакия, Чехия, Швеция и США. Однако ее доводы опровергли министр иностранных дел Швеции Маргот Вальстрем и официальный представитель МИД Словакии Петер Суско. Раскритиковал заявление Захаровой и глава МИД Чехии Мартин Стропницкий, назвав их «спекуляциями». Его слова цитирует Би-би-си.
Впоследствии послы РФ в Чехии и Швеции были вызваны для объяснений во внешнеполитические ведомства. Впрочем, как заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков, подобная реакция «никоим образом не отрицает того факта, что именно эти страны, насколько мы знаем, располагают возможностью заниматься такими исследованиями».
О непричастности Москвы к трагедии в Солсбери заявил и президент РФ Владимир Путин. «У России просто нет таких средств. Мы все наше химическое оружие уничтожили под контролем международных наблюдателей, причем сделали это первыми, в отличие от некоторых наших партнеров, которые обещали это сделать, но своих обязательств до сих пор, к сожалению, не сдержали», – сказал он. Президент дал понять, что Москва готова к сотрудничеству по «делу Скрипаля», «но для этого нужно, чтобы была заинтересованность и с обратной стороны». «Мы пока этого не видим, но мы не снимаем с повестки дня возможность совместной работы», – резюмировал российский лидер.
Между тем в понедельник в Британию прибыли специалисты Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Команда из Гааги встретилась с сотрудниками Лаборатории оборонной науки и техники и офицерами полиции для обсуждения процесса сбора образцов, включая экологические пробы. Результаты исследования будут известны не ранее чем через две недели, подчеркивается в заявлении британского Форин офиса. При этом передать образец яда российской стороне Джонсон отказался. Не пускают представителей РФ и к Юлии Скрипаль, которая является российской гражданкой.
Вчера МИД РФ пригласил на Смоленскую площадь всех послов зарубежных государств. На встрече им были даны подробные объяснения обстоятельств вокруг инцидента в Солсбери и обвинений Британии в адрес РФ. В ходе брифинга директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Владимир Ермаков посетовал, что представителей Москвы не пускают к «попавшей в беду» Юлии Скрипаль и что Лондон избегает сотрудничества с РФ. Ермаков назвал такую ситуацию недопустимой и потребовал от Лондона ответить на вопросы представителей РФ. Говоря о самом инциденте, он еще раз сказал, что «для России такая авантюра просто недопустима».
Ермаков также обозначил вероятные мотивы покушения на Скрипаля. «Логика подсказывает только два возможных варианта: либо британские власти не способны обеспечить защиту от такого рода, образно говоря, теракта на своей территории, либо они сами напрямую или косвенно, я никого ни в чем не обвиняю, срежиссировали нападение на российскую гражданку», – цитирует дипломата Интерфакс. Ермаков допускает, что инцидент в Солсбери – «грубо сфальсифицированная авантюра».
комментарии(0)