Тереза Мэй обсудит дальнейшие шаги с союзниками и партнерами после ответных мер со стороны МИД РФ. Фото Reuters
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй рассмотрит возможность введения дополнительных штрафных мер против Москвы в ходе заседания Совета национальной безопасности во вторник. Об этом сообщает издание Sunday Times со ссылкой на собственные источники. Хотя подобная эскалация и рискует привести к раскручиванию пружины санкций, идти на радикальные шаги в отношении РФ на Западе пока не готовы, говорят эксперты.
О готовности принять новые ограничительные меры против России Мэй рассказала, выступая на Весеннем форуме консерваторов в Лондоне. По ее словам, в правительстве твердо убеждены в причастности Кремля к покушению на экс-полковника ГРУ и двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, которые были отравлены нервно-паралитическим веществом в городе Солсбери в начале марта. По данным британских СМИ, состояние Скрипалей ухудшилось, вероятность, что они уже не оправятся от последствий отравления, растет.
В субботу МИД РФ объявил о решении выслать из страны 23 британских дипломатов. Ведомство, кроме того, отозвало согласие на открытие генерального консульства Британии в Санкт-Петербурге и прекратило деятельность Британского совета на территории России. Такие действия – реакция на санкции Лондона против РФ за ее предполагаемое участие в отравлении Скрипалей. Так, на прошлой неделе Мэй распорядилась выслать из королевства 23 российских дипломатов, реализовать комплексные контрразведывательные меры с целью нейтрализовать «шпионскую сеть» РФ в Британии, а также ужесточить борьбу с российским капиталом, нажитым незаконным путем (см. «НГ» от 15.03.18).
В Британии ответные меры российского МИДа сочли непропорциональными. Тем не менее, как подчеркнула Мэй, Лондон «готовился» к такому сценарию, а потому дополнительные ограничения не заставят себя ждать. «Учитывая поведение россиян в прошлом, мы ожидали чего-то подобного, и мы займемся проработкой наших дальнейших шагов вместе с нашими союзниками в ближайшие дни», – отметила премьер.
Планируется, что предложения по новым ограничениям против Кремля будут рассмотрены на заседании Совета национальной безопасности королевства во вторник. В числе вероятных шагов правительства – закрытие торгового представительства России в Лондоне, усиление контрольных мер при получении британских виз гражданами РФ и санкции в отношении капитала «российских олигархов». А по данным Guardian, Британия может призвать Запад отключить Россию от системы SWIFT и признать ее спонсором терроризма.
Война санкций может затянуться надолго, причем победителем из нее не выйдет ни одна сторона, предупредил правительство Мэй бывший посол Британии в России Родерик Лайн. «Мы не должны позволять России превращать ситуацию в двустороннее противостояние и идти на поводу у Кремля, который хочет представить Запад и Британию как страны, желающие нанести вред России», - сказал он Би-би-си, призвав Лондон не отвечать на санкции РФ.
Вместе с тем с очередной порцией критики в адрес России вчера выступил глава Форин офиса Борис Джонсон. Кремль, заявил он в интервью Би-би-си, разрабатывает программу по использованию химического оружия в других странах уже многие годы и представляет серьезную опасность для всего мира. «У нас есть доказательства, что в течение последних 10 лет Россия не только изучала возможности перевозки нервно-паралитических веществ для совершения убийств, но и накапливала «Новичок» (яд, который, как предполагают в Британии, был использован для убийства Скрипалей. – «НГ»)», – рассказал министр.
Более того, учитывая степень исходящей от Кремля угрозы, отметил Джонсон, Британия собирается лоббировать жесткий ответ РФ на уровне коллективного Запада. О таких намерениях он рассказал в статье, опубликованной в газете Sun. «Когда Путин забрал Крым в 2014 году и сильнее разжег пламя конфликта в Восточной Украине, именно британские дипломаты убедили ЕС принять санкции, – написал он. – Когда Путин отправил свои самолеты для поддержания кровавой диктатуры Асада, ущемляющей права сирийского народа, именно Британия порицала его действия».
Отметим, что о сирийской кампании РФ Джонсон упоминал ранее на страницах Washington Post. Тогда он подчеркнул, что случай с «Новичком» – не первый, когда Москва способствовала использованию химического оружия вразрез с нормами международного права.
В России такие обвинения интерпретировали как попытку свести трагедию в Солсбери и войну в Сирии в единый трек, чтобы дискредитировать Москву и ее инициативы на Ближнем Востоке. Об этом, в частности, заявила в эфире телеканала «Россия 24» официальный представитель МИДа Мария Захарова. «Нужно каким-то образом показать миру, что на самом деле Россия – не миротворец, на самом деле Россия играет в какую-то свою игру. И тут же появляется новый виток антироссийской кампании в виде этих самых заявлений премьер-министра Великобритании», – пояснила она.
О непричастности России к покушению на Скрипаля в воскресенье дал понять постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов. Как обратил внимание российский дипломат в интервью с Би-би-си, разведчик был официально помилован за шпионство в пользу Британии, поэтому «с формальной точки зрения Россия не имела к нему никаких претензий». Чижов также потребовал доступа к Юлии Скрипаль и к материалам дела о ее отравлении на том основании, что дочь экс-шпиона является гражданкой РФ.
Касаясь обвинений в том, что именно Москва производила отравляющее вещество «Новичок», Чижов сообшил: «Я исключаю возможность, что какие-либо запасы химического оружия покинули пределы России после распада Советского Союза, но есть некоторые специалисты – некоторые ученые, которые заявляют об ответственности за создание некоторых нервных агентов, выехавшие из России и проживающие в Великобритании». Ранее Захарова предположила, что исследованиями веществ проекта «Новичок» занимаются Великобритания, Словакия, Чехия, Швеция и США. Однако ее доводы опровергли министр иностранных дел Швеции Маргот Вальстрем и официальный представитель МИД Словакии Петер Суско.
Несмотря на призывы британских политиков, на Западе пока нет консенсуса для ужесточения политики в отношении РФ. В частности, к новым санкциям на данный момент не готовы лидеры ЕС, сказал «НГ» заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов. «Меркель и новый министр иностранных дел Хайко Маас выразили свою озабоченность по поводу покушения на Скрипаля и заявили, что солидарны с Британией, – отметил он. – Вместе с тем они настаивают на продолжении расследования этого дела, но не более того». По словам Белова, «в Германии есть четкая позиция и понимание того, что, учитывая отсутствие серьезных доказательств, Британия сейчас перегибает палку».
С осторожностью на Западе относятся и к масштабным финансовым санкциям. «Применение такой «ядерной опции», как отключение РФ от SWIFT – глупое решение. Это нанесет огромный ущерб европейским партнерам», – сказал в интервью Радио «Свобода» Майкл Карпентер, бывший заместитель помощника министра обороны США по России, Украине и Евразии и экс-советник по внешней политике вице-президента Джо Байдена.
Говоря непосредственно о российско-британских отношениях, то и здесь коридор королевства для маневра довольно узкий, считает ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Та часть российских элит, которая владеет в Британии крупной недвижимостью, почти наверняка имеет официальную документацию, доказывающую «чистоту» своих денег, – сказал он «НГ». – Так что наложить арест на капитал, как-то заморозить их активы будет непросто и потребует множества формальностей».
В свете этого, отмечает аналитик, российские элиты скорее всего почувствуют на себе лишь неформальное давление. «Другими словами, британские школы могут отказаться принимать детей некоторых бизнесменов или с ними могут отказаться вести сотрудничество», – резюмировал он.
комментарии(0)