Учения «Можжевеловая кобра» проводятся в Израиле регулярно. Фото с сайта www.iaf.org.il
Возможность парировать угрозы от систем противоракетной обороны (ПРО) США, озвученные на днях Владимиром Путиным, в оперативно-тактическом плане могут быть оспорены Пентагоном и Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ). Вчера в Израиле начались совместные с США учения «Можжевеловая кобра–2018» (Juniper Cobra). Это самые крупные на Ближнем Востоке за последние годы маневры с участием подразделений ПРО США, направленные против противников Израиля. Не исключено, что опосредованно они будут угрожать и безопасности российской военной группировки в Сирии.
Согласно сообщениям ЦАХАЛа, маневры проводятся уже в девятый раз, они «носят плановый характер и не связаны с какими-либо событиями в регионе». Их цель – «отработать совместные действия по отражению ракетных ударов по израильской территории». Есть основания полагать, что маневры будут учитывать усложняющуюся обстановку в Сирии, а также продолжающуюся конфронтацию США и Израиля с Ираном и ливанской шиитской организацией «Хезболла». Как полагают израильские СМИ, на учениях будут отработаны в том числе наступательные действия ЦАХАЛа и Пентагона, чтобы упредить возможные ракетные удары по Израилю со стороны Ливана и, возможно, Ирана и Сирии.
Израильское телевидение, в частности, утверждает: «По сведениям разведки, «Хезболла» создала арсенал, насчитывающий от 100 до 150 тыс. ракет», которые могут быть выпущены по территории Израиля. Кроме того, на Израиль нацелил свои ракеты Иран, объекты которого якобы размещены в Сирии. Израильские журналисты в связи с этим цитируют министра обороны Израиля Авигдора Либермана, который уже предупредил эти страны об ответных действиях «на возможную ракетную войну против Тель-Авива».
Заметим, что «Можжевеловая кобра–2018» началась в тот момент, когда глава правительства Израиля Биньямин Нетаньяху отправился с официальным визитом в США, где намерен обсудить с президентом США Дональдом Трампом «агрессию Ирана в нашем регионе в целом и особенно в свете его ядерной программы». Под агрессией израильский лидер, видимо, понимает инцидент, который произошел 10 февраля с.г., когда иранский беспилотник, вылетевший из Сирии, был сбит израильскими ВВС над территорией оккупированных сирийских Голанских высот. Тогда был уничтожен израильский самолет F-16.
Тель-Авив ответил массированным авиационным ударом. Авигдор Либерман утверждает, что в результате «примерно 45% сирийских ПВО были уничтожены». Ни Москва, ни Дамаск эти данные официально не опровергли. Израиль, естественно, наносил удары по сирийским средствам ПВО, но это был опосредованный удар и по РФ, так как все средства ПВО в армии президента Сирии Башара Асада – российского производства. СМИ не раз сообщали, что в ходе военно-технического сотрудничества с Дамаском Москва за последние два года значительно восстановила средства воздушной обороны Сирии. Кроме того, в сирийских подразделениях ПВО действовали российские советники и специалисты. Нанесли ли удары ВВС ЦАХАЛа по российским военнослужащим и каковы тут были потери, неизвестно.
Угрозы новых ударов по сирийским военным объектам и подразделениям, а значит, и по представителям российской группировки, по-прежнему актуальны. В субботу Дональд Трамп заявил, что США не будут мириться со «зверствами» режима Башара Асада. Значит, вероятность удара по сирийским войскам и объектам сохраняется. Как считает военный эксперт полковник Владимир Попов, наиболее удобно Пентагону это будет сделать «в ходе учений «Можжевеловая кобра–2018».
Собеседник «НГ», который в свое время служил в частях ПВО, считает, что задействованные в совместных учениях средства ПРО США будут включать и системы Aegis, размещенные на кораблях США в Средиземном море. «На этих кораблях помимо зенитных управляемых противоракет Standard missile 2 (SM-2) и Standard missile 3 (SM-3) в пусковых шахтах могут одновременно размещаться крылатые ракеты Тоmahawk различных модификаций. Таким образом, Пентагон эти ракеты вполне может использовать так, как это было в апреле прошлого года, когда по сирийскому аэродрому Эш-Шайрат было выпущено более полусотни таких ракет», – уверен Попов. По мнению эксперта, сирийским подразделениям ПВО, потрепанным от ударов израильской авиации, «сбить их будет очень трудно. В случае массированного применения крылатых ракет Тоmahawk до 60% намеченных американцами целей может быть уничтожено».
«После недавнего доклада Путина нет сомнения в том, что РФ лидирует в создании стратегических наступательных вооружений. Но они пока не влияют на способность России и ее союзников защититься от аналогичных, хотя и менее мощных, систем, произведенных в США и других развитых странах. Особенно если такие системы применяются в обычном (неядерном) снаряжении на тактическом и оперативно-тактическом уровне. Чтобы эту проблему решить, России необходим более высокий уровень экономики и технического развития. Но это не делается за один день», – отмечает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев.
комментарии(0)