В РФ обеспокоены техникой и оружием, которые США планируют оставить в Сирии. Фото с сайта www.dvidshub.net
Россия считает существование американских баз в Сирии причиной дестабилизации. С таким заявлением выступил помощник секретаря Совета безопасности России по вопросам международной безопасности Александр Венедиктов. По его словам, именно «накачка» американцами курдских формирований современным оружием привела к турецкой операции на северо-западе Сирии.
«Возвращению мира и стабильности в Сирию препятствует продолжающееся внешнее вмешательство в сирийский кризис, – заявил Венедиктов. – К примеру, на контролируемых Отрядами народной самообороны Курдистана территории создано около 20 военных баз США. Курды буквально накачиваются самым современным оружием. Поставки современных вооружений и поощрение в курдской среде сепаратистских настроений фактически спровоцировали проведение Турцией военной операции на севере Сирии в районе Африн».
На Ближневосточной конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай» глава МИД РФ Сергей Лавров уже обращал внимание на «односторонние шаги» США по созданию баз – правда, речь тогда шла о юге Сирии. «О чем (мы с американцами. – «НГ») не договаривались, так это об односторонних шагах, которые предприняли США, объявив зону в районе Ат-Танф радиусом в 55 км зоной своего влияния, – заявил Лавров. – Там рядом находится лагерь беженцев «Рукбан». Как внутри зоны, которую американцы односторонне объявили в Ат-Танфе, так и внутри лагеря «Рукбан» регулярно наблюдаются факты пребывания джихадистов, восстанавливающих там свои моральные и физические силы и не раз совершающих оттуда набеги на остальную территорию Сирийской Арабской Республики».
О том, что США фактически хотят остаться в Сирии на неопределенный срок, ранее объявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон. В своей речи в Стэнфордском университете он, в частности, заявил: «Давайте скажем ясно: США будут сохранять военное присутствие в Сирии, сконцентрированное на том, чтобы не допустить возможности нового возникновения «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ. – «НГ»). Наша военная миссия будет зависеть от некоторых условий, мы не можем допустить тех же ошибок, которые были сделаны в 2011 году, когда преждевременный уход из Ирака позволил «Аль-Каиде» (запрещена в РФ. – «НГ») выжить и в конце концов превратиться в ИГ. Тот вакуум позволил ИГ и другим террористическим организациям разрушить страну и обеспечил ИГ безопасное пристанище, что сделало возможным планирование вылазок против американцев и наших союзников. Мы не можем допустить, чтобы та история повторилась в Сирии».
В своей стэнфордской речи глава Госдепа сообщил о пяти целях США в Сирии: полный разгром джихадистских группировок, чтобы они не представляли угрозы и не возродились в новой форме; политическое урегулирование и создание независимой, стабильной, единой Сирии; сокращение иранского политического и военного влияния; возвращение беженцев и пресечение появления в САР оружия массового уничтожения. Тиллерсон при этом указал на то, что «США, ЕС и региональные партнеры не будут оказывать международного реконструкционного содействия никаким районам, находящимся под контролем режима Асада». «Мы просим, чтобы все заинтересованные в будущем Сирии стороны действовали таким же образом. Мы будем противодействовать экономическим отношениям между режимом Асада и любой другой страной», – заявил глава американского дипломатического ведомства. «Одновременно со стабилизационными усилиями деэскалация конфликта в целом также представляет собой критически важный шаг к созданию условий для политического урегулирования после Асада», – добавил Тиллерсон.
В экспертной среде считают, что России не следует беспокоиться о северо-восточной части Сирии. «Наше присутствие должно быть обусловлено нашими реальными экономическими возможностями и интересами, а не военными амбициями, – заявил «НГ» старший преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики (ВШЭ) Леонид Исаев. – Наши ресурсы скромные, поэтому о востоке Сирии говорить не приходится. Да нам и не нужен восток Сирии. Самая экономически развития часть страны – это запад, прибрежные территории, провинции Латакия, Хомс, Дамаск, потому что они меньше всего были затронуты гражданской войной. Они находятся в наиболее выигрышной ситуации в природно-географическом отношении. Восток Сирии нужен разве что сирийскому режиму с точки зрения контроля над природными ресурсами».
комментарии(0)