Вашингтон может ужесточить антироссийские меры в связи с атмосферой недоверия вокруг Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Таким предположением с «НГ» поделились экс-сотрудники администрации президента США. Западные эксперты подтвердили «НГ»: Белый дом, вероятно, не только расширит свой ракетный потенциал, но и введет новые санкции против России.
«Нарушение российским руководством ДРСМД – давняя претензия США», – напомнил «НГ» бывший директор по России в Совете по национальной безопасности США Джеффри Эдмондс, который занимал этот пост во время президентства Барака Обамы и во время переходного периода после президентских выборов 2016 года.
«Учитывая стратегию национальной безопасности Трампа, а также его стратегию национальной обороны, я предполагаю, что он продолжит развивать военные возможности, чтобы свести на нет эффективность российской системы», – допустил экс-глава американского Совета по национальной безопасности.
В США уже объявили о намерении расширить свои ракетные возможности. В частности, это предусматривает проект оборонного бюджета на 2018 год, который был согласован обеими палатами Конгресса. Он предписывает выделить средства на разработку наземной ракеты средней дальности. Ее создание должно стать ответом на то, что Россия, с точки зрения авторов инициативы, игнорирует свои обязательства по ДРСМД. Что касается попыток найти доказательства, то в настоящее время Госдепартамент США готовит доклад, который должен определить, не нарушает ли российская межконтинентальная баллистическая ракета РС-26 «Рубеж» ДРСМД, а также пункты Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).
Позицию России по ДРСМД в США считают серьезной проблемой. «Она (эта проблема. – «НГ») ставит под угрозу наших союзников в Европе и является еще одним примером того, что Россия нарушает статус-кво и свои политические договоренности, – заявила «НГ» научный сотрудник «Атлантического совета» Эвелин Фаркас, занимавшая пост заместителя помощника американского министра обороны в президентство Обамы. – Вероятно, санкций можно ожидать». Отвечая на вопрос, может ли спор вокруг ДРСМД затмить скандал, связанный с другим опасным для России досье – «вмешательством» в выборы 2016 года, собеседница «НГ» пояснила: «Вмешательство в нашу демократию и в особенности в наши выборы – это другая наиболее серьезная категория».
Последние санкции против России в связи с подозрениями вокруг ДРСМД были введены в декабре 2017 года. Тогда в черный список попали два российских оборонных предприятия, деятельность которых, с точки зрения США, нарушает параметры соглашения, заключенного в 1987 году. Как отмечалось в Федеральном реестре США, американские власти сочли работу этих компаний угрожающей интересам национальной безопасности. Российская сторона, в свою очередь, называет подобные обвинения необоснованными и выдвигает Соединенным Штатам встречные претензии по обязательствам, которые налагает ДРСМД. Глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев, занимавший ранее пост главкома ВКС РФ, пообещал, что в случае выхода США из ДРСМД «Россия ответит мгновенно и зеркально».
Старший научный сотрудник Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI) Игорь Сутягин заявил «НГ», что введение очередных санкций против России из-за споров вокруг ДРСМД действительно возможно и запас для принятия подобных ограничений остается большим – новые возможности американцам дает закон «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). «В числе возможных санкций – придание закону обратной силы, – поясняет Сутягин. – Российская оборонка сейчас благополучно существует в первую очередь потому, что она выполняет гособоронзаказ по поставке систем, законтрактованных в ранние годы. Они были разработаны в благополучное время после 2010 года, когда было много денег и когда были хорошие отношения с западными поставщиками. Все те системы, которые сейчас успешно идут на вооружение российской армии, включают в себя в той или иной степени долю импортных частей. При этом контракты на военные поставки в РФ, которые были заключены до июля 2014 года, когда был сбит малайзийский Boeing, не остановлены».
Военный аналитик поясняет: санкции, введенные США и ЕС, запрещают поставки только по новым контрактам, то есть по тем, которые были подписаны после июля 2014 года. «Таких было крайне мало, – напоминает Сутягин. – Именно в связи с этим сейчас тормозится производство знаменитого Су-57 (Т-50). В связи с тем, что на июль 2014 года его окончательный технический облик был еще не ясен, соответственно контракты на поставку необходимого оборудования не были заключены. Имели место только разовые поставки». Аналитик уточняет: «Если создание нового российского оружия этими санкциями значительно прищемили, то разработку модернизированного старого оружия пока оставили совершенно нетронутой». Это, по словам Сутягина, оставляет Западу пространство для санкционного маневра.
Отвечая на вопрос «НГ», можно ли в случае введения подобных санкций найти какие-то лазейки, эксперт заметил: «Механизмы обхода всегда можно изобрести, но дело в том, что (на Западе. – «НГ») становится все меньше и меньше желания обходить санкции. То, что мы постоянно показываем средний палец Западу, как-то не очень способствует тому, чтобы с нами хотели разговаривать даже на уровне личных контактов – я имею в виду тех контактов, которые происходят между компаниями и государством. Дразнить гусей надо только до определенного предела. А мы этот предел перешли довольно давно. Конечно, можно напрячься и изобрести какие-то пути обхода, и если есть такая возможность, то ее наверняка можно найти, но зачем?»
По мнению другого аналитика, убеждение, что Россия нарушает ДРСМД, указывает для одной части политического истеблишмента США на то, что соглашение фактически мертво. «Во-первых, по этой логике, США должны использовать аналогичные возможности, а во-вторых, России нельзя доверять в вопросах, касающихся контроля над вооружениями, – заявила «НГ» старший советник Центра стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне Ольга Оликер. – И поэтому США необходимо отказаться от дальнейших соглашений, а это уже ставит под угрозу обновление договора СНВ. Для других (в политическом истеблишменте. – «НГ») это означает, что Россию необходимо «заставить соблюдать требования», чтобы сохранить договор и возможность дальнейшего контроля над вооружениями. Это может включать в себя пересмотр ДРСМД, у которого много критиков в Москве и Вашингтоне. Но администрация и Конгресс, похоже, больше склонны придерживаться первого мнения, хотя попытки России смягчить озабоченность со стороны США могут изменить ситуацию».
В то же время Конгресс призвал к тому, чтобы развивать возможности США в сфере разработки наземных ракет средней дальности, напоминает аналитик. «Новый обзор ядерной политики США ссылается на нарушения ДРСМД со стороны России как один из поводов для развития боеспособности крылатых ракет морского базирования, которые не запрещены ДРСМД, – заявила Оликер. – Непонятно, будет ли сокращено развитие подобных ракет, если официальные лица США признают, что Россия соответствует требованиям (ДРСМД. – «НГ»). По большей части американская администрация и Конгресс стремятся реагировать на нарушения с российской стороны при помощи разработки аналогичных систем. Санкции вписываются в эту картину прежде всего, потому что Соединенные Штаты сразу включили в черный список предприятия, которые, как считается, участвуют в развитии российской системы, нарушающей договор. Звучали случайные комментарии с Капитолийского холма, которые содержали угрозу ввести новые санкции. Но какую форму они примут и как они будут связаны с ДРСМД, не ясно. Однако не исключено, что какое-то развитие будет».
комментарии(1)
0
Егор 20:17 26.02.2018
"США могут лишить российский ОПК импортных деталей"---Купим через третьи страны под видом памперсов. Пока разберутся как с допингом,время уйдет..В коррумпированной РФ вместо развития своей промышленности кругом обман и ложь.Обманывают не только свой доверчивый народ,но и остальной мир.