Разминирование российскими инженерами исторической Цитадели древней крепости Алеппо (Сирийская Арабская Республика). Фото пресс-службы Минобороны России
Вслед за Пальмирой войска Башара Асада при поддержке России завершили стратегическое наступление к востоку от города Эль-Баб в провинции Алеппо. Как сообщили источники в Минобороны РФ, в контролируемый курдскими отрядами самообороны город Манбидж (в некоторых справочниках он пишется как Мембидж) вместе с частями Вооруженных сил Сирийской Арабской Республики (САР) вошли подразделения российских войск.
Российские военные обеспечивали безопасность первого гуманитарного конвоя, который сюда направила РФ. Конвой и сирийских военных встречали подразделения международной коалиции по борьбе с террористами в Сирии и Ираке, которую возглавляют США. Обошлось без эксцессов.
Вчера полковник армии США Джон Дорриан, который является официальным представителем коалиции по борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ), сообщил в Twitter, что ввод бронетехники США и союзников в регион «действительно имеет место и предпринят с целью обеспечения безопасности участников коалиции и их союзников». Офицер никак не комментировал прибытие правительственных войск САР и российских подразделений в Манбидж. При этом, как сообщило агентство Associated Press, ссылаясь на источники в администрации США, Белый дом «не собирается в ближайшее время обсуждать с Кремлем стратегию совместной борьбы с «Исламским государством» и другие проекты, связанные с национальной безопасностью». На что пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия готова продолжать борьбу самостоятельно. «Москва и так продолжает (борьбу с ИГ. – «НГ»)», – сказал представитель Кремля, отвечая на вопрос журналистов, готова ли Россия продолжать борьбу с исламистами в одиночку. Впрочем, «в одиночку» бороться против ИГ у России вряд ли получится. Отказываясь от активного взаимодействия в борьбе против террористов на суше, Пентагон и их союзники в борьбе с ИГ в районе Манбиджа сейчас решают одни и те же с Россией задачи, связанные с противодействием возможной турецкой агрессии против курдских анклавов в глубине Сирии. Только Россия это делает легитимно, а США и их союзники по коалиции – нет.
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской сообщил в минувшую пятницу, что «в соответствии с договоренностями, достигнутыми при участии командования российской группировки войск в Сирии, с 3 марта на территорию, занимаемую курдскими отрядами самообороны, вводятся подразделения Вооруженных сил САР». При этом он особо отметил, что «правительством Сирии принимаются меры по возобновлению работы органов государственной власти в Мембидже (имеется в виду Манбидж. – «НГ») и прилегающих к нему районах». Турецкое агентство Anadolu в своих аналитических материалах обращает внимание на то, что американцы и их союзники ввели свою бронетехнику в район Манбиджа буквально несколько дней назад. Это произошло после того, «как Россия официально заявила о достигнутых между правительственной армией и «Военным советом Манбиджа» договоренностях о взятии властями Асада региона под свой контроль».
Anadolu, ссылаясь на местные источники, также утверждает, что, помимо Манбиджа, «военные США, размещенные в селе Хилванджи, продвинулись на передовую, в непосредственную близость от города Джераблус». Этот город, как известно, находится под контролем турецких войск и отрядов сирийской оппозиции. Турецкие аналитики делают вывод о том, что действия РФ и США в этом регионе направлены на то, чтобы «сформировать своеобразный барьер» между курдами и участниками организуемой Анкарой операции «Щит Евфрата».
Подобные выводы делают и российские аналитические издания, отслеживающие ситуацию в Сирии. Интернет-портал Free-News пишет, к примеру, о том, что, согласившись на ввод в Манбидж правительственных войск, «этим нехитрым способом курды хотят защититься от турецкой агрессии, а правительственные силы получают новый плацдарм для дальнейшего наступления на ИГ». Но как поведет себя в этом случае руководство Турции, неизвестно. Настораживает то, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не скрывает, что намерен устранить так называемую курдскую угрозу. В минувшую пятницу он объявил, что «основной и конечной задачей проводимой операции «Щит Евфрата» является занятие Манбиджа и изгнание с этой территории отрядов курдского ополчения YPG, сотрудничающих с Рабочей партией Курдистана». СМИ вчера опубликовали фотографии из северной части провинции Алеппо, на которых изображены «несколько эшелонов с турецкой бронетехникой». Аналитики Free-News не исключают, что Анкара по-прежнему готовит наступление на Манбидж. В этой связи нельзя исключать активных боевых действий сирийских боевиков и турецких войск не только против курдских отрядов, входящих в международную коалицию во главе с США, но и против войск Асада и поддерживающих их российских подразделений.
США, как известно, не раз высказывались против активных боевых действий Турции по отношению к сирийским курдам. И именно курды скорее всего станут главными союзниками США в дальнейшей борьбе против ИГ. Американская газета Washington Post опубликовала статью, в которой утверждается, что в подготовленном Пентагоном по поручению президента США Дональда Трампа плане борьбы с ИГ есть предложения об оказании значительной помощи курдским и оппозиционным отрядам. Им предлагается направить дополнительное вооружение: атакующие вертолеты и артиллерию.
Кроме этого, план Пентагона предусматривает значительное усиление американской группировки в САР. В частности, речь идет об отмене ограничения численности американских спецназовцев и военных советников. В настоящее время так называемым сирийским демократическим силам, состоящим из отрядов курдов и арабов-шиитов, помогают около 500 солдат и офицеров Пентагона. Новый план американских военных предусматривает, что им придется быть ближе к линии фронта. Хотя принимать непосредственное участие в боевых действиях они не будут.
Вопрос о том, поможет ли такой план американцам и их союзникам взять столицу террористов Ракку, остается открытым. Генерал Рудской уже обратил внимание на низкую эффективность действий сил коалиции, которую возглавляют США. У Минобороны РФ есть определенная уверенность в том, что именно войска Башара Асада при поддержке российской военной группировки окончательно расправятся с террористами в Сирии.