Фото Gettyimages
Коалиция во главе с США начала активное наступление на сирийский город Ракку и иракский Мосул. Здесь, как известно, сосредоточились основные силы «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Новое руководство Пентагона обязалось добиться победы в ближайшие полгода. При этом начало активных боевых действий в Ракке американцы не стали афишировать. Хотя уже в первые часы операции по освобождению северо-западной части Мосула Пентагон и Багдад предприняли мощную информационную атаку, сбросив на город миллионы листовок, в которых оповестили боевиков ИГ и население о предстоящих бомбежках.
По данным арабских СМИ, город обороняют самые боеспособные отряды, которыми руководит лидер ИГ Абу Бакр аль-Багдади. Они активно используют огонь снайперов, джихад-мобили, смертников и готовы к ожесточенным боям. Военные эксперты и представители ООН предрекают, что битва за западный Мосул обещает быть не быстрой и грозит большими не только военными, но и гуманитарными потерями. Хошияр Зибари, который долгое время возглавлял МИД Ирака, на днях в интервью Independent рассказал, что, несмотря на поражение, «спящие ячейки» ИГ, которые остались в восточном Мосуле, оказывают отчаянное сопротивление в уже освобожденных районах города. Поэтому многие мирные жители не спешат возвращаться в освобожденный город. По данным ООН, в освобожденные районы Мосула вернулись около 30 тыс. человек, тогда как покинули свои дома около 190 тыс. иракцев. Они находятся во временных полевых лагерях беженцев и испытывают значительные лишения.
Хошияр Зибари считает, что после начала боев в западной части города беженцев будет гораздо больше. «Учитывая, что западный Мосул является последним оплотом ИГ в Ираке и там действует сам Багдади, вполне вероятно, что борьба там будет более ожесточенной и займет больше времени», – уверен экс-чиновник. К тому же воевать в западном Мосуле будет труднее еще и потому, что, во-первых, в этой части города узкие улочки и они станут препятствием для танков и бронетехники. Во-вторых, по договоренности с иракской армией город не будут штурмовать самые боеспособные курдские отряды пешмерга.
Полевой командир пешмерга майор Кава Хусейн считает, что в западном Мосуле проживают в основном арабы-сунниты, часть из которых поддерживают ИГ. И это будет еще одним фактором, препятствующим освобождению города. В целом же, по оценке ООН, в западной части Мосула могут находиться до 800 тыс. жителей. После того как три месяца назад было перекрыто шоссе Мосул–Ракка, в эту часть города практически не доставлялись коммерческие грузы и не поступала гуманитарная помощь. Управление по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ) отмечает, что там уже не хватает воды и пищи. УКГВ прогнозирует, что из-за боевых действий город могут покинуть еще до 400 тыс. мирных жителей.
По словам координатора гуманитарной помощи ООН в Ираке Лиз Гранде, организация должна быть готова к любому развитию событий. «Ситуация тревожная. Битва (за Мосул. – «НГ») еще даже не началась, а мы уже наблюдаем гуманитарный кризис», – отметила Гранде. Видимо, предвидя этот кризис, американский президент Дональд Трамп заявил в минувшую субботу, что для беженцев «Соединенные Штаты планируют создать в Сирии зоны безопасности». И сделают они это якобы «за счет стран Персидского залива». Пока неизвестно, согласовал ли такое решение Трамп с арабскими государствами. Но с РФ и Дамаском точно не согласовывал.
Весьма вероятно, что гуманитарная катастрофа будет разрастаться не только в Ираке, но и в Сирии. Как сообщают арабские СМИ, в рамках третьей фазы масштабной антитеррористической операции «Гнев Евфрата» под командованием западной коалиции во главе с США бойцы курдских отрядов YPG и сирийских демократических сил (SDF) развивают наступление на опорные пункты ИГ к северо-востоку от города Ракка. Они ведут боевые действия уже в его окрестностях. Таким образом, готовится блокада города.
Если блокада Ракки будет похожа на блокаду Мосула, мирному населению проблем не избежать. Ситуация усугубляется еще и тем, что Ракку с арабским населением, симпатизирующим ИГ, в основном штурмовать будут курдские отряды, а не турецкие войска. Об этом заявило на днях командование коалиции. Возникает угроза межэтнических столкновений, подобных тем, что происходят сейчас в северном Алеппо – между курдскими ополченцами и подразделениями армии Турции. Анкара уже спровоцировала гуманитарные проблемы, тесня курдские отряды. Как сообщают СМИ Сирии, 2 тыс. мирных курдов бежали на прошлой неделе от наступающих турецких войск в Африн. Повсеместно во многих провинциях Сирии населению, бежавшему от турецких войск и ИГ, не хватает продовольствия. Однако ни ООН, ни ЕС, ни США не спешат помогать Дамаску решать эти проблемы.