В Варшаве Ангелу Меркель встречала ее коллега Беата Шидло. Фото Reuters
В Варшаве вчера был день большой политики. С официальным визитом в польскую столицу прибыла федеральный канцлер Ангела Меркель. Причем впервые как гость правительства, сформированного партией «Закон и справедливость» (ЗиС), к политике и идеологии которой в Германии предъявляют немало претензий.
Канцлер встретилась с президентом Польши Анджеем Дудой, провела переговоры с премьером Беатой Шидло. Но наибольший интерес вызвала беседа в фешенебельном отеле «Бристоль» с председателем ЗиС Ярославом Качиньским. Он не имеет государственных постов, но фактически определяет политику Варшавы. Как сообщают немецкие источники, Меркель принимали подчеркнуто дружелюбно.
Понятно, что польско-германские отношения сами по себе важный фактор, определяющий европейскую ситуацию. Тем более что обе страны состоят в ЕС и НАТО. В их политике в силу исторических, объективных и субъективных обстоятельств многое определяется отношениями с Россией. Кроме того, Польша относится к числу крупнейших стран Евросоюза и имеет свои амбиции в военном альянсе. Но в актуальной международной и европейской обстановке в центре переговоров вчера неизбежно вставали проблемы европейского и миграционного кризисов, а также трансатлантических неурядиц в связи с переменами в Вашингтоне. Очевидно, что обеим сторонам было важно выяснить оперативные и среднесрочные намерения друг друга.
Что касается польской стороны, то некоторые ее представления просто ошарашивают. Дело в том, что в день визита канцлера Frankfurter Allgemeine Zeitung опубликовала большое интервью Качиньского. В нем он выступает за укрепление ЕС в военном отношении. А чтобы Евросоюз стал противовесом России, политик развивает идею его превращения в ядерную супердержаву. «Собственная атомная держава могла бы сдерживать Россию», – мечтает Качиньский.
Обкатывал ли он столь провокационный тезис в беседе с Меркель, не известно. Не исключено, что это вообще был своеобразный ход конем, чтобы не дать остыть в Германии и Европе антироссийской пропаганде. Планы «европейской армии» и мобилизационные приготовления НАТО обе стороны приветствуют. Продолжение антироссийских санкций тоже. Эти догмы пока неприкасаемы. Как пишет по этому поводу Spiegel, «Меркель и Качиньский объединяет общий противник: Россия. Меркель слывет в Варшаве принципиальной сторонницей антироссийских санкций».
В остальном разночтений между Варшавой и Берлином достаточно. И интервью лидера ЗиС дает об этом представление. К примеру, Качиньский ратует за коренную реформу ЕС, считая, что союз может выжить только благодаря этому. Но коренной пересмотр Лиссабонского договора никак не может устроить Берлин. Подобно Дональду Трампу, Качиньский тоже считает, что в миграционном кризисе допущена «тяжелая ошибка». Он также «по большей части» согласен с президентом США в том, что Европа полезна только Германии.
В то же время Качиньский говорит, что «фрау Меркель в ЕС абсолютно № 1, но это нездоровая ситуация». Польша выступает против моноцентризма и хотела бы укрепления национальных государств за счет сокращения компетенций ЕС. Массовый прием мигрантов польский политик называет неприемлемым, поскольку это может привести «к ликвидации цивилизации, вышедшей из христианства».
Варшавский визит не мог претендовать на расчистку всех сложных и щепетильных моментов в польско-германских отношениях, в которых есть, кстати, и элемент негласного соперничества за влияние в Прибалтике. Да это и не то время, когда партнеры по западным блокам могут что-либо решать, пока им не известно, как выстроится политика администрации президента Трампа. Но переговоры в польской столице свидетельствуют о том, что Меркель не оставляет активных попыток сохранить ЕС 27 и свое определяющее влияние в европейских делах.