Фото Gettyimages
Всеобщее внимание в Германии приковано к интервью Дональда Трампа лондонской Times берлинской Bild. Это естественно, поскольку в нем высказаны мнения и оценки по темам, относящимся к центральным постулатам курса канцлера Ангелы Меркель. В канун инаугурации нового президента США это серьезный сигнал для Берлина повернуться лицом к новой реальности в мировой политике и Европе
Почти все немецкие периодические издания вынесли в понедельник в заголовки мнение Трампа о миграционной политике Меркель как о катастрофе. Одновременное с этим заверение в уважении к канцлеру не сглаживает болезненности прозвучавшей оценки. Тем более на фоне предстоящих выборов в бундестаг и претензии Меркель на продолжение лидерства. Устраивать Берлин это не может. Но, пожалуй, еще больше не устраивают его пассажи интервью, касающиеся НАТО, ЕС, России, брекзита, санкций.
Официальная реакция пока сдержанная. Сообщается, что Меркель интервью Трампа «прочла с интересом». К этому представитель правительства Штеффен Зайберт добавил, что позиции канцлера в отношении миграционной политики, ЕС, Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства известны. Теперь, продолжал он, мы ждем вступления президента Трампа в должность и будем затем тесно сотрудничать с новой администрацией.
В свою очередь министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер, принимавший в Брюсселе участие во встрече глав МИД стран ЕС, высказал мнение, что интервью Трампа«вероятно, повлияет, если не будет полностью определять» его повестку дня. Об этом сообщает Deutsche Welle, добавляя, что после встречи с генсеком альянса Йенсем Столтенбергом Штайнмайер сказал, что заявление Трампа о том, что НАТО устарело, вызвало обеспокоенность и удивление.
Брекзит в Берлине тоже не может оцениваться положительно. Возможность сжатия членства в ЕС является в глазах федерального правительства неприемлемой. В последних выступлениях Меркель упор, наоборот, делается на всемерное сохранение ЕС в нынешнем виде и, если удастся, укрепление его позиций как европейского блока. В то же время заметно, что в связи с интервью Трампа большая часть берлинского истеблишмента серьезно обеспокоена возможной нормализацией отношений США с Россией, судьбой антироссийских санкций, так как пока не готова воспринять новые веяния.
Тем не менее в Берлине, по-видимому, уже присутствует ощущение, что как прежде дела не пойдут. В частности, канцлер весьма прозрачно намекнула в одном из выступлений, что привычного трансатлантического сотрудничества с США, как до сих пор, может, уже не будет. Но сможет ли остаться такой же политика ФРГ, пока не говорится, хотя в глазах не только оппозиционных партий, но и общественных кругов этот вопрос актуален.
Но вернемся к оценке миграционной политики Меркель будущим лидером Запада. В принципе она созвучна с критикой этого курса в самой Германии. Его последствия, связанные с терактами и необходимостью укрепления безопасности, немцам очевидны. На авторитете канцлера это сказывается. Вопреки ее линии баварский ХСС остается на своей позиции в миграционном вопросе. Так что с этим, признала Меркель, «придется жить» и на выборах. Более того, становится все труднее приглушать критику в самой ее партии.
Едва ли не как удар в спину воспринимается демонстративный выход на этих днях из ХДС экс-главы «Союза изгнанных» депутата бундестага Эрики Штайнбах. Она известна близостью к Меркель, безусловной на протяжении многих лет поддержкой канцлера, но вдруг публично и категорически осудила ее миграционную политику, как причину разрыва с партией.
Стало также известно о создании в Оберузеле, что близ Франкфурта-на-Майне, объединения внутрипартийных критиков председателя ХДС. По сообщениям СМИ, к «проекту» причастны 15 консервативных кругов из почти всех федеральных земель. А участников якобы около 7 тыс. членов ХДС/ХСС. Главные требования – смена курса в миграционной и европейской политике и отказ Меркель от еще одного канцлерства.
Неожиданностью стала свежая инициатива министра финансов и в общем-то правой руки канцлера Вольфганга Шойбле. Он назвал, а газеты растиражировали имена пяти политиков, каждый из которых, по его мнению, мог бы стать преемником Меркель. Ранее такое было просто невозможно.