На фото глава Европарламента Мартин Шульц. Фото пресс-службы Европарламента
В канун избрания нового спикера Европейского парламента, предстоящего 17 января, в стенах этого учреждения, призванного творить законы, а заодно контролировать брюссельскую администрацию ЕС, обнажились острые противоречия. Это отражение кризисной ситуации в сообществе, коль скоро бурные страсти вскипели даже по такому не столь уж судьбоносному вопросу, как выборы председателя Европарламента.
Формально выборы обусловлены тем, что занимавший должность главы Европарламента немецкий социал-демократ Мартин Шульц решил сложить с себя председательство. На самом же деле перестановка предопределялась договоренностью фракций Европейской народной партии (ЕНП) и Прогрессивного альянса социалистов и демократов (ПАСД) поделить между собой председательство по полсрока пятилетней легислатуры. Более того, лидер ЕНП Мартин Вебер, избранный от баварского Христианско-социального союза (ХСС), а от ПАСД Шульц зафиксировали это 24 июня 2014 года подписями в секретном документе, в котором говорится, что «социал-демократическая группа определяет президента Европейского парламента в первой половине легислатурного периода, а ЕНП – во второй половине».
Сейчас как раз такой момент настал. Шульц освобождает председательское кресло, надеясь, что фортуна, таящаяся в немецком политическом закулисье, откроет ему новую карьеру дипломата. Ему прочат не меньше чем главный пост в МИД ФРГ, освобождаемый вскоре Франк-Вальтером Штайнмайером при избрании в феврале президентом Германии.
Сговор двух крупнейших фракций Европарламента, зафиксированный в секретной бумаге, практически сводил переизбрание спикера к чисто механической процедуре. К тому же, как выяснилось теперь, в 2014 году по собственной инициативе к соглашению ЕНП и ПАСД присоединился Альянс либералов и демократов за Европу, возглавляемый бывшим бельгийским премьером Ги Верховстадтом. Однако неожиданно в вопросе о новом спикере все пошло наперекосяк.
ЕНП выдвинула на председательство итальянского политика Антонио Таяни, члена партии Сильвио Берлускони «Вперед, Италия». Это известный евродеятель, занимавший в Брюсселе пост комиссара по транспорту, промышленности и предпринимательству. По сговору Вебер–Шульц фракция ПАСД должна была бы голосовать за него. Но социал-демократы «проявили вероломство», выдвинув кандидатом главу своей фракции Джанни Питтеллу – тоже итальянского политика.
Еще более неожиданно претензию на спикерство предъявил либерал Верховстадт. Причем объясняя это тем, что пора сломать негласную большую коалицию, «слишком долго правившую парламентом», который наконец должен начать контролировать Еврокомиссию. Известно, что есть еще желающие различного партийно-политического колера побороться за кресло спикера. Но проблема в том, что ни у кого из них нет необходимого для избрания большинства голосов.
Остается только закулисный сговор. Подготовка к его реализации проходит под аккомпанемент взаимных подозрений и обвинений. Вебер упрекает неверных социал-демократов, которые, по его словам, содействуют «антиевропейским силам». Социал-демократы говорят, что спикерство консерваторов было бы чрезмерным, поскольку им и так принадлежат такие высшие посты, как председатели Евросовета и Еврокомиссии. Верховстадта же подозревают в тайном поиске поддержки евроскептиков из итальянского движения «Пять звезд» Беппе Грилло, которые хотят присоединиться к фракции либералов.
Так что день 17 января в Европарламенте сложится весьма любопытно. Но вызов Европарламенту, как отмечают многие наблюдатели, заключается не в проблеме спикера, а в том, что он выглядит не столько суверенным, сколько исполнительным органом Еврокомиссии. И как резюмирует Sueddeutschе Zeitung, законодательный орган ЕС не может найти ответы на главные проблемы сообщества.