Фото Gettyimages
На фоне стартующей вскоре избирательной кампании и реальной террористической опасности немецкая контрразведка, формально называемая Ведомством по охране Конституции (ВПОК), и внешняя разведка (БНД) изо дня в день предупреждают о российских кибератаках. Президент ВПОК Ханс-Георг Маасен предложил вчера отвечать на это контратаками.
По поручению федерального правительства ВПОК и БНД представили секретный по американскому подобию доклад о возможном российском влиянии на выборы в бундестаг. В правительственных инстанциях это подтвердили газете Welt. Но пока в Берлине воздерживаются от комментариев. Сообщается лишь, что кабинет не решил, какие фрагменты анализа могут быть доступны как в самом правительстве, так и вне его. Оценка доклада продолжается, и по результатам поэтому пока не может быть сделано заявлений, отметил представитель МВД. Возможно, сдерживает не слишком удачный опыт с анализом американских спецслужб.
Но Германия все-таки взбудоражена и киберпроблемой. «В политике царит страх перед российскими хакерами, поскольку раз они манипулировали выборами в США, то теперь могут нацелиться и на выборы в бундестаг», – пишет Spiegel. Шефы немецких секретных служб настоятельно предупреждают насчет российских хакеров. На только что состоявшемся в Гамбурге конгрессе Chaos Computer Club с участием представителей киберсообщества отмечалось, что объединение «завалено запросами по теме российских хакеров». Но делать на этот счет выводы ни один из 100 докладчиков не стал.
Тем не менее вчера по этому поводу выступил глава ВПОК Маасен. Но в интервью агентству dpa речь шла уже не просто о противодействии возможному вмешательству извне, а о переходе к собственным киберударам. Шеф ведомства безопасности не хочет ограничиваться «только чисто оборонительной деятельностью, а быть в состоянии атаковать противника, чтобы он прекратил на нас нападения». Тем самым Маасен поддержал главу МВД Томаса де Мезьера, который в выдвинутых на днях предложениях о совершенствовании структуры безопасности в Германии потребовал сделать возможным при обнаружении источника принятие контрмер «для активного подавления кибератак».
Понятно, что реализация требуемых полномочий не обойдется без парламентского обсуждения. Как говорит и Маасен, предварительно необходимо четкое решение, допускающее «устранение нападающих структур, от которых исходит угроза кибербезопасности». Но вопрос поставлен.
Как известно, российские адресаты уже давно обозначаются в берлинских правительственных инстанциях, партиях, а тем более СМИ открытым текстом. Им приписываются кибервоздействия на внутреннюю сеть бундестага весной 2015 года, повторные нападения на нее в мае и августе 2016-го, а заодно и на ряд партий, включая ХДС. Атаки удалось отразить. Но эксперты, сообщала Deutsche Welle, узрели некие признаки для предположений, что в этом может быть замешана хакерская группировка из России под названием APT28, что расшифровывается как Advanced Persistent Threat, или «продвинутая устойчивая угроза». А 7 января ведомство Маасена подбросило в прессу новую «сенсацию»: Россия организовала кибератаку и на компьютеры ОБСЕ. К этому якобы причастна APT28.
Акцентирование российской киберугрозы, очевидно, преследует ряд целей. Контрразведка не прочь прикрыть свои провалы, поскольку именно эта служба не предотвратила теракт 19 декабря в Берлине. Ведь она не обратила внимания на предупреждения об Анисе Амри, который и совершил варварское преступление. Не исключено, что консервативным кругам требуются подозрения в российский адрес в качестве элемента избирательной кампании.