Ограничения в инвестиционном сотрудничестве стали темой переговоров Зигмара Габриэля с Ли Кэцяном. Фото Reuters
На визите в Пекин вице-канцлера и министра экономики ФРГ Зигмара Габриэля сказывается возникшая напряженность в германо-китайских отношениях. В Поднебесной возмущены ограничительными мерами федерального правительства в отношении китайских компаний. В некоторых случаях эти меры вводятся «по рекомендации» из-за океана.
В столице КНР Габриэля принимают более чем сдержанно. «Государственные СМИ игнорируют визит Габриэля», – сообщают немецкие СМИ. Телевидение даже не сообщило о его прибытии, а встреча с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном освещается крайне скупо. На заседании двусторонней экономической комиссии уровень китайского присутствия вопреки предварительному протоколу был понижен. Министр торговли Гао Хушенг уклонился от выступления на нем совместно с Габриэлем. А его заместитель Гао Ян не замедлила упомянуть в речи о «враждебном инвестиционном настроении» в ФРГ.
Поводом для этого стал де-факто запрет на приобретение немецких предприятий китайскими инвесторами, введенный федеральным правительством по соображениям безопасности. Практически готовые сделки отменены и подвергнуты проверке госинстанциями на предмет того, как было пояснено в Берлине на правительственной пресс-конференции, «не содержат ли они угрозу для общественной безопасности и порядка».
Особую скандальность этой истории придает то обстоятельство, что ограничительные меры в отношении китайских приобретателей приняты по наводке и требованию американских спецслужб (кстати, косвенно посягающих этим и на немецкий суверенитет в вопросах экономики). В первую очередь речь идет о машиностроительном предприятии Aixtron. Фирма со штаб-квартирой в Аахене специализируется на выпуске оборудования по производству чипов. К ней проявила интерес китайская Fujian Grand Chip. Владельцы Aixtron, со своей стороны, заинтересованы в продаже. Вчера они выразили возмущение запретительным вмешательством власти в частную сделку. По их данным, из-за этого предприятие Aixtron, оцениваемое в 650 млн евро, потеряло уже четверть своей стоимости. Неделей ранее федеральное правительство застопорило приобретение китайской стороной «дочки» концерна Osram – мюнхенского предприятия LEDVANCE GmbH, занимающегося светодиодными технологиями. Во всех случаях ссылаются на опасения утечки технологий, которые могут быть использованы в сфере вооружений.
Реакция Пекина выразилась не только в снижении официального уровня заседания экономической комиссии. Как раз к визиту Габриэля стало известно о китайском законопроекте, предусматривающем для немецких автоконцернов в Китае квоты производства и продажи электромобилей. Предполагается, что уже в 2018 году на них должно приходиться 8%, а в 2020-м – уже 12% продаж. В противном случае им может быть предписано даже сокращение производства.
Похоже, что запретительные антикитайские меры выстраивались как инструмент давления на Пекин. Дело в том, что немецкая сторона давно добивается предоставления ей «равных возможностей» в Китае. Под этим, как свидетельствует газета Welt, подразумевается следующее: «Если китайские инвесторы хотят беспрепятственно покупать немецкие высокотехнологичные фирмы, китайское правительство должно разрешить приобретение или расширение немецкими предприятиями фирм в Китае без обычного принудительного участия китайских предприятий». В подкрепление появились сообщения, что в Еврокомиссии тоже готовят ограничительные меры в отношении инвесторов из стран «вне ЕС». Одновременно развертывается пропаганда, пугающая скупкой Китаем чуть ли не всей Европы.
Но вот любопытные данные привел посол КНР в ФРГ Си Минги. Оказывается, в Китае действуют 8 тыс. немецких фирм, а китайских в ФРГ – только 2 тыс. Что же касается инвестиций, то китайские в Германии не превышают десятой доли немецких в Поднебесной. И еще: китайские инвестиции составляют лишь 0,2% всех иностранных капиталовложений в Германии.