Ангела Меркель не поддержала идею президента Нигера Махамаду Иссуфу о плане Маршалла для Африки. Фото Reuters
В немецкой политике наблюдается африканский ажиотаж. Едва завершив трехдневный тур в Мали, Нигер и Эфиопию, канцлер Ангела Меркель сегодня примет в Берлине президента Чада. А в Нигерию прибыл глава МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер. Переговоры в Абудже будут продолжены в субботу в Берлине, где Меркель примет нигерийского президента Мухаммаду Бухари. Главная тема переговоров канцлера – миграционный вопрос.
Конкретная цель Меркель – подготовить почву для соглашений по турецкому лекалу, призванных выстроить в прямом и переносном смысле стену перед беженцами, рвущимися в Европу с североафриканских берегов. По-видимому, стараясь восстановить свой пострадавший авторитет в Европе, немецкая сторона торопится в канун октябрьского саммита ЕС с африканской инициативой. Но времена меняются, и именно в Еврокомиссии, пошедшей с соглашением ЕС–Турция на поводу политики Берлина, на сей раз выражают серьезные сомнения в целесообразности и действенности такого рода документов.
Сейчас африканская волна мигрантов перерастает в девятый вал. Озабоченность, особенно в Италии и Греции, вполне оправданна.
Суть методики федерального правительства, положенной в основу договоренности ЕС–Турция и заключающейся в удержании беженцев вдали от границ ЕС, просвечивала в переговорах канцлера везде. То в обещаниях содействовать улучшению существования в лагерях беженцев, то в намерении наладить водоснабжение в Мали, то в открытии построенного в Аддис-Абебе на немецкие деньги здания для Африканского союза. На него возлагается надежда, что он поможет удерживать четверть миллиона сконцентрированных в Эфиопии мигрантов из Эритреи, Сомали и Южного Судана.
Хотя пребывание Меркель в Нигере заняло лишь несколько часов, эта страна была, пожалуй, центральным пунктом африканского визита. Дело в том, что эта наибеднейшая страна Черного континента стала промежуточным этапом на пути мигрантов множества таких же бедствующих соседних стран Западной и Центральной Африки. Дальнейший маршрут – через пустыню в Ливию. В прошлом году, по имеющимся данным, через Нигер к вожделенному ливийскому берегу проследовали 150 тыс., а за первое полугодие текущего – уже 160 тыс. мигрантов. В столице Нигера Ниамее располагается представительство Международной организации по вопросам миграции. По сведениям его руководителя Джузеппе Лопрете, в Ливии находятся 250 тыс. желающих попасть в Европу.
Перед поездкой Меркель произнесла в своем видеоблоге слова о том, что если желать сохранения благополучия немцев и целостности ЕС, то следует позаботиться, чтобы так же жилось и европейским соседям. «А конкретно это в наше время означает, что мы должны заниматься Африкой по-новому», – пояснила он. Но как-то заметно это в поездке не проявилось. В Нигере, к примеру, когда президент Махамаду Иссуфу выразил готовность разрешить создание тыловой базы бундесвера (700 солдат которого присутствуют с антитеррористической миссией в Мали и Нигере), это было немцами принято. Но когда, покритиковав скудость планируемых ЕС средств для «миграционного партнерства», президент предложил некий план Маршалла для Нигера и стран региона, то получил отповедь канцлера, заявившей, что условий для такого плана нет.
Гостья из Берлина была готова обещать деньги на обустройство в Нигере основного миграционного центра и филиалов, где бы беженцев отговаривали от дальнейшего пути в неизведанное рассказами вернувшихся беженцев о неимоверных трудностях, испытанных в попытках перебраться в Европу. Еще были обещаны 17 млн евро на создание в стране дополнительных рабочих мест
Что даст африканское путешествие Меркель, пока не ясно. Удастся ли Берлину преодолеть скепсис Брюсселя, тоже. Но пока позиция Еврокомиссии не меняется. Она не считает, как дал понять журналу Spiegel комиссар по вопросам расширения Петер Хан, договоренности с Турцией готовым образцом для соглашений с африканскими странами. Ситуации несовместимы, отмечают в Брюсселе. В то время как в Турции речь идет о жертвах, бегущих от гражданской войны, африканские страны порождают мигрантов по совсем другим причинам. А если Меркель хочет обеспечить им такое же финансовое субсидирование, то пусть сама и находит на это деньги, иронизируют в Брюсселе.