На фото нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц. Фото Gettyimages
Всеобщее внимание к сирийскому кризису отодвигает с информационной авансцены другие тревожные проблемы. К ним относится и тупиковая ситуация в еврозоне, зафиксированная провальным саммитом в Братиславе. Вчера об этом жестко предупредил лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц. Он считает, что в нынешней форме еврозона рано или поздно развалится, а Италия уже сейчас не прочь с ней распроститься.
Всемирно известный американский ученый, в прошлом еще и шеф-экономист Всемирного банка, поделился своими выводами в интервью берлинской Welt. Основные выжимки из него публикуются в некоммерческой части издания, а также излагаются другими европейскими СМИ.
Анализируя ситуацию, как Welt представляет Стиглица, выдающийся экономист сказал, что европейская политика в долгосрочном плане не сможет спасти все еще кризисную еврозону, если не предпринять глубоких реформ. Однако у государств-членов не хватает воли не то что на создание банковского союза – даже на совместную гарантию вкладов. Решения в ЕС и еврозоне принимаются страшно медленно, критикует ученый, иронизируя, что «политики сначала вроде бы соглашаются с тем, что необходимо сделать, но потом начинаются блокировки, увиливания, затяжки времени». Резюме – европейская солидарность заканчивается на национальных границах.
Газета приводит следующую выдержку из интервью. На вопрос, сохранится ли еврозона через 10 лет, Стиглиц ответил: «Через 10 лет она, вероятно, еще будет, но вопрос в том, как она будет выглядеть. В любом случае сомнительно, что в ней сохранятся 19 членов. Кто останется, сказать трудно».
Однако один кандидат на выход назван в этом сценарии для еврозоны конкретно. Это Италия. «Когда я разговариваю с итальянцами, чувствую, что люди там все больше разочаровываются в евро», – пояснил нобелевский лауреат. Разочарование, продолжил он, охватывает ученых и ведущих политиков. «Итальянцам становится ясно, что в евро Италия не функционирует», – сказал Стиглиц.
Итальянская экономика находится в глубоком кризисе. Банки страны борются с гигантскими объемами гнилых кредитов. Экономика не растет уже почти 10 лет при сильно поднявшейся за тот же период безработице. Стиглиц не верит, что эта страна останется в будущем частью совместного европейского валютного пространства.
Между тем экономист напомнил, что Германия угрожала Греции исключением из еврозоны. Хотя кризис начался в США, американская экономика выздоравливает, а еврозона топчется на месте. Причину он видит в евро, полагая, что только отказ от единой европейской валюты или раскол еврозоны на северную и южную могут привести в движение парализованную экономику Старого Света.
Анализ Джозефа Стиглица, несомненно, еще один звонок. Конечно, ощущается накат на евро, едва ли не изначально свойственный американской настороженности в отношении к европейскому конкуренту доллара. Но по основным параметрам интервью очень сходно со многими европейскими оценками состояния ЕС, еврозоны, а также с требованиями не только ситуационных, но и системных реформ в сообществе.
К примеру, в большой аналитической статье, опубликованной недавно во Frankfurter Allgemeine Zeitung, федеральный канцлер Австрии Кристиан Керн отмечает, что ЕС в глазах его граждан превратился в пособника бесчестной модернизации. Они испытывают чувство, что глобальная интеграция форсируется элитами для элит без учета интересов обычных людей. И если не изменить курс, предупреждает австрийский канцлер, то «идея Европы будет ржаветь и дальше».
Вопрос опять-таки в том, сумеют ли лидеры ЕС перейти от деклараций к реальным реформам. Антиеврорекомендации они, конечно, не примут. Но какие новации ради противодействия пророчествам развала и сохранения сообщества 27-ми готовятся в Брюсселе к следующему саммиту ЕС 20–21 октября, покрыто пока густым туманом.
Разве что канцлер Ангела Меркель, отправляющаяся в воскресенье с трехдневным визитом в страны Африки, включая Эфиопию, привезет договоренности об ограничении миграционного потока с Черного континента.