Немецкая полиция готовится усилить меры по борьбе с терроризмом. Фото Reuters
Осенний политический сезон в Германии наступил в этом году раньше обычного. Едва вернувшись из отпуска, канцлер и председатель Христианско-демократического союза (ХДС) Ангела Меркель провела в Берлине заседание президиума своей партии. Министр финансов Вольфганг Шойбле, слывущий едва ли не главной опорой ее политики, срочно направлен в Росток на предвыборный митинг ХДС. В среду и четверг за ним в Мекленбург–Переднюю Померанию, где, кстати, находится ее избирательный округ, последует и сама канцлер.
Выборы в земельный парламент Мекленбурга–Передней Померании состоятся 4 сентября. Времени почти не остается, чтобы объяснить своему сомневающемуся электорату, почему канцлер упорно твердит «Мы справимся», когда речь идет о наплыве беженцев. Конечно, административный ресурс в виде личного появления главы правительства перед избирателями обычно производит впечатление. Но по всем имеющимся данным, большинство немцев не удается убедить в обоснованности предлагаемой правительством миграционной политики и мер безопасности.
Естественно, что эти темы преимущественно занимали президиум ХДС. Его руководство, сообщает Spiegel, открыто выступило за то, чтобы запретить мусульманкам ношение паранджи в общественных местах. Как сказал после заседания генсек ХДС Петер Таубер, «в ХДС мы едины в том, что полная маскировка противоположна интеграции, мы ее отклоняем».
Тему на прошлой неделе подняли земельные министры внутренних дел с партийным билетом ХДС, предложив запрет паранджи в качестве меры по укреплению безопасности. В христианско-демократическом лагере у нее оказалось много сторонников. Особенно «за» там, где близятся выборы – в Мекленбурге–Передней Померании и Берлине. В Ростоке за это активно выступает лидер местных христианских демократов и министр внутренних дел Лоренц Кафиер. Насколько известно, в свое время он говорил, что «паранжда меня пугает» и что такой наряд к Германии не подходит. Но вопрос добавил спорных проблем в партии. Некоторые христианские демократы засомневались, насколько такой запрет соответствует Конституции.
Меркель на эту тему не высказывалась, но, похоже, не без ее участия после заседания правления ХДС в программу, предложенную главами МВД от этой партии, были внесены поправки. Окончательно она должна быть одобрена на заседании руководителей этих ведомств как Берлинское заявление. Но в нем уже нет прямого требования запрета, а говорится лишь о том, что паранджа, проповедники ненависти и финансирование мечетей экстремистскими организациями представляют опасность для открытого общества.
Пока берлинские партии больше волнует, как обернутся 4 сентября выборы в Мекленбурге–Передней Померании и двумя неделями позже в Берлине. И там и там правят такие же коалиции, как на федеральном уровне, только наоборот: во главе с социал–демократическими премьер-министрами. Причем социал-демократам прочат 24% голосов, а христианским демократам – на 1% меньше. По прогнозам, даже такое сочетание большинства в ландтаге сохранить скорее всего не удастся. Следовательно, придется клеить некую иную коалицию, может даже «на троих»
На пятки христианским демократам угрожающе наступает «Альтернатива для Германии» (АдГ), полемизирующая прежде всего с миграционной и другими важнейшими аспектами политики ХДС. В Мекленбурге – Передней Померании ей предположительно светит до 19% голосов, в Берлине – до 14%. Прохождение этой новой партии в земельные парламенты будет неизбежно интерпретироваться как поражение партии Меркель. Правда, есть признаки, что при любом исходе земельных выборов канцлер позиций сдавать не намеревается. Ведь 15 сентября она собирает в Берлине всех главных боссов германской экономики, чтобы подвигнуть их на реализацию «Мы справимся».