Россия полна готовности бороться за ресурсы Северного Ледовитого океана. Фото с сайта www.aari.ru
Специальная комиссия ООН приступила к рассмотрению заявки России на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Глава Министерства природных ресурсов и экологии Сергей Донской считает, что обсуждение российского запроса идет продуктивно. Однако, по мнению экспертов, Москва может столкнуться с противостоянием западных арктических стран, даже несмотря на то что в 2014 году за Россией признали право на участок в Охотском море.
Борьба за арктические богатства в последние годы обострилась. Россия в этой схватке играет далеко не второстепенную роль, и позиции Москвы довольно прочные. Участок континентального шельфа, на который претендует РФ, в Северном Ледовитом океане также оспаривается Канадой и Данией. Кроме того, расширить свои владения за счет других участков шельфа хотели бы США и Норвегия.
В состав комиссии ООН по границам континентального шельфа, которая рассматривает заявку России, входят более 20 экспертов, которые обсуждают эту проблему за закрытыми дверями в Нью-Йорке. Интересы Москвы на заседании отстаивает прежде всего Донской. Минприроды подготовило научные обоснования, которые должны принять во внимание члены комиссии, чтобы удовлетворить заявку РФ. По словам Донского, обсуждение идет «вполне конструктивно, хорошо». При этом итоговых решений после завершения заседания экспертов не ожидается. Скорее всего комиссия даст России рекомендации, и вопрос будет отложен до следующего собрания. Донской заверил, что никакого давления или противодействия со стороны других стран во время рассмотрения заявки не ощущается, поскольку «комиссия ООН – это не то место, где страны конкурируют».
Хотя доктор юридических наук, международный арбитр ООН по морскому праву Владимир Котляр отметил «НГ», что с противостоянием западных арктических стран Москва обязательно столкнется. «Право выдвинуть обоснованные претензии на расширение шельфа имеют все эти страны. Весь вопрос, насколько удастся обосновать свои права. Считаю, что с нашей стороны была проделана очень большая работа, и имеется достаточное количество материалов для успешного разрешения вопроса. Если бы не было посторонних факторов, например украинского кризиса, то очень трудно было бы выступить против российской заявки. Поэтому невозможно прогнозировать и предполагать, как поведут себя комиссия и Запад в этом вопросе», – подчеркнул эксперт.
По мнению Котляра, западные страны сделают все возможное, чтобы не отдать шельф России. «Хотя в предстоящие месяцы все может и измениться. Дело в том, что рассмотрение заявки занимает немало времени. У Москвы имеются очень веские геологические доказательства того, что этот участок шельфа является продолжением наших материковых пород. Это главный аргумент, чтобы пойти нам навстречу», – считает эксперт. Кроме того, он напомнил, что в 2014 году комиссия уже удовлетворила притязания России на участок в Охотском море. Однако, по его словам, это не стоит воспринимать как положительный сигнал. «Да, в Охотском море дали, а здесь постараются не дать, потому что и так уже территория нашего шельфа настолько превышает то, что имеют западные государства, что им очень бы не хотелось отдавать России еще целый участок», – заключил Котляр.
Россия к «арктической войне» действительно подходит очень серьезно. К примеру, летом 2007-го специальный представитель президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров лично руководил арктической экспедицией на судне «Академик Федоров», в ходе которой на дне океана в точке Северного полюса был установлен титановый флаг России и капсула с посланием будущим поколениям. По предварительным оценкам, на оспариваемый участок шельфа приходится примерно 5 млрд т условного топлива, не говоря уже об огромных рыбных ресурсах. На подготовку этой заявки ушло более 10 лет, в ходе которой Россия потратила немалые средства на геологические исследования хребтов Менделеева и Ломоносова. Площадь заветного шельфа составляет 1 млн 191 тыс. кв. км. Кстати, как отмечал Донской еще в феврале, на рассмотрение заявки у комиссии в среднем уходит от двух до четырех лет.