Фото Reuters
Берлин замер в ожидании высокой гостьи: сегодня в 17.30 в резиденцию федерального канцлера на Вилли-Брандтштрассе, 1, прибудет британский премьер-министр Тереза Мэй. После непредвиденного брекзита Лондон и Берлин до сих пор не представляют, что станет с Великобританией и Евросоюзом, а потому разговор с Ангелой Меркель будет непростым.
Повестка дня берлинских переговоров известна и предсказуема. Канцлер и премьер обсудят референдум в Великобритании, его последствия и перспективы сохранения взаимополезных связей в рамках новой политической конфигурации. Попутно, как сообщило ведомство федерального канцлера, Меркель и Мэй обсудят миграционную проблему и напряженную ситуацию в Турции. Едва ли на такой встрече политики обойдутся без упоминания России.
Итог британского референдума 23 июня был шоком для Меркель, ведь канцлерин лично обращалась к британцам с призывом голосовать против выхода из ЕС. Это была и неудача ее многолетнего курса, нацеленного на всемерную интеграцию ЕС. Выход одного из крупнейших и важнейших партнеров планам Меркель помешал.
Некоторое время в Берлине еще питали надежду, что все образуется, а может быть, сторонники единой Европы даже сумеют переиграть результат. Но срочная отставка неудачливого Дэвида Кэмерона, решительный выбор партией тори Терезы Мэй лидером и премьером похоронили иллюзии.
Миссис Мэй до референдума выступала за дальнейшее пребывание Великобритании в ЕС, но действовала крайне сдержанно. Результат референдума она оспаривать не намерена и уже заявила: «Брекзит означает брекзит», и – попыток каким-либо образом остаться в ЕС быть не должно.
Примечательно также, что накануне визита в Берлин новый глава британского кабинета заручилась почти единогласной поддержкой парламента, одобрившего представленную программу перевооружения ядерного флота субмаринами современного поколения. Некоторым образом это демонстрация силы. Великобритания остается ядерной державой, претендуя на роль в большой политике и сильный голос в НАТО, где в последнее время все громче звучит немецкая речь. Так что Мэй, несмотря на премьерский опыт, исчисляемый днями, может действовать уверенно в берлинской резиденции, хозяйка которой занимает ее более 10 лет.
Думается, что переговоры Меркель–Мэй конкретными решениями не ознаменуются – не та ситуация. Берлин хотел бы, чтобы Лондон скорее определился по проблеме брекзита и подал в Брюссель заявку на выход из ЕС. Это позволило бы немецкой дипломатии активнее действовать с целью сохранения и укрепления ЕС в составе 27 государств. Шесть соответствующих задач Меркель изложила в правительственном заявлении в бундестаге, даже наметив срок приведения Союза в порядок: послебрекзитовскую горячку решено вылечить к марту будущего года, когда будет отмечаться 60-летие Римского договора.
Удастся ли Терезе Мэй при первом же свидании с Ангелой Меркель получить какие-либо обещания и добиться преференций на европейском рынке сродни тем, что имеет Норвегия, – вопрос. Но обмен мнениями между Великобританией и Германией, остающейся заводилой установок Брюсселя, крайне важен.
Но есть еще одна тема, о которой наверняка думают (при этом не афишируя) руководительницы Германии и Великобритании: американские выборы. От их исхода политика обеих стран зависит не меньше, чем от брекзита. Что Дональд Трамп, что Хиллари Клинтон – легкой жизни это Берлину и Лондону не сулит.