Сесилия Мальстрём надеется на успех торговых соглашений с североамериканцами. Фото Reuters
На пути вступления в силу соглашения между ЕС и Канадой о торгово-экономическом сотрудничестве (CETA) появились новые препятствия. Еврокомиссия (ЕК) разрешила национальным парламентам стран союза самостоятельно принимать решение о ратификации соглашения, хотя ранее планировалось, что она будет проходить в Европарламенте. По мнению экспертов, возрос риск того, что некоторые страны ЕС отклонят соглашение, и это ставит под угрозу Договор о трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве с США (TTIP). Не последнюю роль в возникновении этих проблем сыграл референдум в Великобритании о выходе из ЕС.
Еще до злополучного референдума в Соединенном Королевстве напряжение между руководством стран-членов и ЕК стабильно нарастало из-за целого ряда вопросов. Одной из причин разногласий стало соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и Канадой, которое было разработано еще в 2014 году, а теперь требует ратификации обеими сторонами.
Глава ЕК Жан-Клод Юнкер настаивал на ратификации соглашения на уровне Европарламента. И, как сообщает Deutsche Welle, таковым было общее мнение ЕК. Однако во вторник вечером комиссия приняла решение предоставить право самостоятельной ратификации CETA каждой стране ЕС путем голосования в национальных парламентах. Как пишет Financial Times, учитывая «токсичную атмосферу» вокруг сделки, процесс одобрения документа может не только сильно затянуться, но даже кануть в Лету. Но отношения правительств стран-членов с Брюсселем в связи с последними событиями и без того весьма натянутые, поэтому в ЕК, видимо, решили не подливать масла в огонь и пойти на уступки.
Подписание CETA запланировано на октябрь во время встречи лидеров Канады и ЕС. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо, несмотря на риск вето парламентами некоторых стран, признался, что по-прежнему полон оптимизма в отношении создания зоны свободной торговли с Европой. А еврокомиссар по вопросам торговли Сесилия Мальстрём призвала государства, которые приветствовали заключение соглашения, «проявить волю и отстоять перед своими парламентами и гражданами» CETA, поскольку этот договор «очень полезный».
Промедление с заключением соглашения с Канадой может привести к проблемам в переговорах о подписании TTIP, куда более масштабном договоре с США. Недаром в СМИ CETA часто называют пробным броском перед заключением TTIP. И хотя сторонники соглашения опасаются, что процесс одобрения договора теперь может затянуться, Мальстрём, напротив, отметила: решение передать ратификацию на откуп национальным парламентам было принято для ускорения процесса открытия зоны свободной торговли.
Возникает много вопросов, что делать, если соглашение забуксует в одном из парламентов. Или как реагировать Брюсселю, если CETA заблокирует британский парламент. Было бы нелепо, если соглашение о зоне свободной торговли не вступит в силу из-за страны, которая, возможно, через два года уже не будет частью ЕС.
Заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов пояснил «НГ»: «Для Европы США – основной рынок, а Канада была всегда рынком подчиненным. Полагаю, что в случае с Канадой речь идет о типичном соглашении о зоне свободной торговли, как, например, с Украиной, где основные положения прописаны в соответствии с правилами ЕС. А в соглашении с США обе стороны реально пытаются создать единый рынок, действующий по согласованным правилам. TTIP – попытка привести к единому знаменателю основные нормы и акты». По словам эксперта, нератификация соглашения одним из парламентов помешает CETA вступить в силу.
Кроме того, Белов напомнил, что, хотя многие в ЕС и указывают Великобритании на дверь, она остается полноправным членом ЕС, и ее парламенту тоже придется рассматривать вопрос о ратификации. «Еще минимум два года мы говорим о Европе 28 стран. Что бы ни говорили Меркель, Олланд, Юнкер, Лондон даже не подал официальную заявку на выход, поэтому соглашение с Канадой его тоже касается», – подчеркнул эксперт.
Euronews напоминает, что возможные торговые соглашения с Канадой и США вызывают много вопросов в ЕС. В обществе бытует мнение, что они принесут выгоду лишь транснациональным корпорациям, а некоторые противники даже заявляют, что между ЕС и североамериканцами ведутся переговоры о тайных сделках.