Немецкий бронетранспортер Puma осваивает пески ОАЭ. Фото со страницы бундесвера в Flickr
Федеральное правительство в среду вновь обратится к пикантной для немецкой политики теме экспорта вооружений. На утверждение кабинета будет представлен отчет Министерства экономики за 2015 год, фиксирующий феноменальный рост объема и стоимости поставок германской военной продукции в различные регионы мира.
Согласно данным «Отчета об экспорте вооружений за 2015 год», цитируемым немецкими СМИ, торговля военной продукцией ФРГ вышла на максимальный уровень за последние 10 лет. В прошлом году ее объем в стоимостном выражении достиг 12,52 млрд евро против 6,52 млрд годом раньше. Налицо почти удвоение. В итоге, по данным центра IHS Jane’s, Германия вышла в экспорте оружия на третье место в мире после США и России, став их серьезным конкурентом.
Ассортимент, предлагаемый ВПК Германии, весьма широк. Это «знаменитые» танки Leopard-2 и бронетранспортеры Puma. Только Катар закупил танков концерна Krauss-Maffei Wegmann на 1,6 млрд евро. Военный сектор немецкого авиапрома предлагает самолеты и вертолеты. В частности, Великобритания заказала у немцев четыре самолета-заправщика на 1,1 млрд евро, а Саудовская Аравия недавно получила из ФРГ 23 вертолета. Фирма Heckler & Koch торгует по всему миру стрелковым оружием, боеприпасами и другой продукцией.
Одна из крупных специализаций ВПК Германии – подводные лодки, предлагаемые концерном Thyssen-Krupp. Его военно-морской подраздел Thyssen-Krupp Marine Systems – серьезный конкурент британской BAE Systems и Dynamics. Концерн со штаб-квартирой в Эссене уже построил субмарины для 20 стран, в том числе для Израиля, Италии, Южной Кореи и Бразилии. Недавно Thyssen-Krupp «опростоволосился», упустив австралийский заказ 12 подлодок на 34 млрд евро, который перехватил французский госконцерн DCNS. В «меню» немецкой компании также есть патрульные суда, и она обсуждает с Саудовской Аравией продажу кораблей на 1,5 млрд евро. Но основной упор делается на продаже усовершенствованных субмарин с водоизмещением уже не 2,2 тыс., а 4 тыс. т.
Таким образом, от былого немецкого тренда сдерживаться в торговле вооружениями мало что осталось, особенно в отношении поставок в конфликтные регионы, например, на Ближний Восток.
За исключением заказов членов НАТО и ЕС, всем остальным странам требуется специальное разрешение на поставки немецкой военной продукции. Этим занимается Федеральный совет безопасности, в котором под эгидой канцлера представлены также Министерства иностранных дел, обороны, экономики. В 2015 году инстанция, как на конвейере, выписала почти 12,7 тыс. разрешений на общую сумму в 7,86 млрд евро. Причем адресатами почти 60% немецких поставок оружия являются страны, не входящие ни в ЕС, ни в НАТО.
В беседе с Sueddeutsche Zeitung вице-канцлер и министр экономики Зигмар Габриэль оправдал «существенно возросший объем» экспорта вооружений тем, что многие контракты были заключены предыдущим правительством «черно-желтой» коалиции, а потому отменить сделки не в его силах. Но зато, утешал он критиков правительства, удалось ограничить экспорт стрелкового оружия до самого низкого уровня с 2000 года: с 47 до 32 млн евро.
Это может вызывать улыбку на фоне 1,6 млрд евро, вырученных за танки для эмирата Катар, который подозревается, в частности, в поддержке запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство». Экспортная политика в сфере вооружений продолжает вызывать активный протест оппозиции в лице зеленых и левых. По мнению эксперта по внешней политике партии «Левые» Яна ван Акена, министр экономики обещал улучшить контроль с экспортом вооружений, но ситуация не изменилась: напротив, количество разрешений достигло гигантских цифр.
Каких-либо существенных изменений на этом поле не предвидится. Напротив, министр финансов Вольфганг Шойбле высказался за ослабление основных положений в области контроля за экспортом вооружений, заявив, что они не отвечают европейским требованиям. ВПК становится серьезным компонентом в экспортной статье Германии, и власти вряд ли станут поступаться своими интересами и доходами.