Министры иностранных дел России и Франции обменялись мнениями об отношениях Москвы с ЕС и НАТО. Фото со страницы МИД РФ в Flickr |
Второй день саммита ЕС в Брюсселе принес неутешительные новости о судьбе антироссийских санкций. Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд согласились, что ограничения против Москвы необходимо продлить. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини представила новую внешнеполитическую стратегию ЕС, назвав Россию «вызовом основам европейского порядка». Между тем главы МИД РФ и Франции Сергей Лавров и Жан-Марк Эйро провели встречу в Париже, на которой обсудили не только отношения России с ЕС, но и проблему терроризма, украинский и сирийский кризисы.
Изначально предполагалось, что одной из главных тем июньского саммита ЕС станет будущее антироссийских санкций. Последние полгода ходило много разговоров о том, что ограничения, введенные из-за кризиса на востоке Украины, этим летом могут быть хотя бы частично отменены. Различные политические силы и бизнес-круги в Европе весьма активно лоббировали тему сворачивания санкций, которые наносят ущерб российской и европейской экономикам. Однако референдум в Великобритании о выходе из ЕС внес существенные коррективы в повестку дня встречи в верхах. Странам союза было не до обсуждения отношений с Москвой, поскольку из-за брекзита на карту поставлен сам проект единой Европы.
Как сообщает Wall Street Journal, глава Европейского совета Дональд Туск решил перенести всестороннюю дискуссию об отношениях Брюсселя и Москвы на октябрьский саммит ЕС. А пока санкции будут продлены как минимум еще на полгода. По мнению Меркель, «к сожалению», состояние реализации Минских соглашений не позволяет ставить вопрос даже о частичной отмене санкций, поэтому их продление «необходимо». К «сожалениям» канцлера присоединился и Олланд. Оба лидера проинформировали своих коллег по ЕС об отсутствии прогресса в реализации Минских соглашений и своем решении продолжить экономическое давление на Россию. Западные СМИ передают, что «эта была короткая и единственная дискуссия, посвященная отношениям с Москвой». В ЕС продолжают связывать снятие санкций с выполнением Минска-2.
Могерини планировала представить на саммите новую внешнеполитическую стратегию Евросоюза. Но из-за брекзита пошли слухи, что с оглашением стратегии решили повременить. Однако во вторник вечером глава европейской дипломатии с документом лидеров ЕС все же ознакомила. Как передает Би-би-си, России в нем посвящена одна «подглавка». Авторы стратегии заявили, что Москва бросила вызов европейской безопасности, нарушив международное право и дестабилизировав Украину, поэтому «единый и последовательный подход по отношению к России должен оставаться краеугольным камнем политики Евросоюза».
В ЕС в очередной раз подчеркнули, что не признают «незаконную аннексию Россией Крыма», и пообещали «укреплять ЕС», стабильность соседей на Востоке и «поддерживать их право свободно определять свои отношения с ЕС». При этом в стратегии признается взаимозависимость России и ЕС, поэтому в тех областях, где интересы сторон пересекаются, Брюссель планирует «привлекать Россию к обсуждению разногласий и сотрудничеству».
Заместитель директора, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов отметил «НГ», что сейчас идет поиск точек соприкосновения ЕС и России. «Еще до стратегии были определены пять основных позиций, по которым ЕС видит свое сотрудничество с РФ. При этом Россия – член Евразийского экономического союза, и соответственно ЕС рассматривает ее как страну другой интеграционной группировки. Москва остается важнейшим партнером Брюсселя, но есть факторы, осложняющие эти отношения», – считает эксперт.
Белов не видит ничего неожиданного в том, что России было уделено в стратегии не слишком много места. «Наверное, это объективно, потому что пока нет ответов на вопрос, как эти отношения будут развиваться в среднесрочной перспективе. Нет четкой реакции с российской стороны, которая вроде бы тоже определила основные принципы отношений с ЕС, но официально пока о них особо не заявляла. Объективно ЕС и РФ обречены на сотрудничество. Условия, конечно, будут проговариваться, но на сегодня никакой альтернативы ни для ЕС, ни для России нет. Никто не оспаривает мультивекторность внешней политики России, но западноевропейское направление при любых раскладах превалирует», – пояснил эксперт.
На встрече Лаврова и Эйро поднимался вопрос взаимоотношений России и НАТО. Российский министр заявил, что обсудил с коллегой возможность проведения Совета Россия–НАТО, и заверил, что Москва будет «следить за тем, как пойдет дискуссия на саммите НАТО в Варшаве в июле, прежде всего с точки зрения продолжающейся тенденции по наращиванию военной активности альянса, военного присутствия НАТО у наших границ». Впрочем, Эйро отметил, что саммит в Варшаве не должен восприниматься как «конфронтация».
Лавров также подчеркнул, что Москва и Париж развивают конструктивный диалог. Министр заявил: обе стороны нацелены на преодоление «негативных тенденций в торгово-экономической сфере». Не забыл Лавров и про брекзит. По его словам, референдум – внутреннее дело Великобритании и ЕС, но Москва внимательно следит «за развитием ситуации». «Нам небезразлично, как она повлияет на отношения России как с Евросоюзом, так и с Великобританией», – заключил министр.
В любом случае, в каком бы «позитивном ключе» ни развивались отношения Москвы с отдельно взятыми странами ЕС, какие бы группы интересов ни призывали прекратить экономическую войну, антироссийские санкции сохранятся как минимум до января 2017 года.