Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер подталкивает премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона к решительным действиям. Фото Reuters
Основной темой двухдневного саммита ЕС в Брюсселе стали итоги референдума в Великобритании, жители которой проголосовали за выход из союза. Премьер-министр Дэвид Кэмерон получил возможность выступить перед лидерами 27 государств и разъяснить дальнейшие шаги Лондона. Главные вопросы, которые интересуют сейчас Европу, – как будет проходить процедура выхода Соединенного Королевства и как будут строиться отношения ЕС и Великобритании.
Вчера сессия Европарламента была посвящена обсуждению результатов брекзита. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, увидев в зале депутатов из Партии независимости Соединенного Королевства, удивился. «Мы должны уважать британскую демократию и тот способ, которым страна выразила свое мнение», – начал выступление Юнкер под аплодисменты британских «сепаратистов». «Это последний раз, когда вы тут аплодируете… И, признаться честно, я весьма удивлен, что вы еще тут. Вы боролись за выход. Британский народ проголосовал за выход. Что вы тут делаете?» – цитирует Reuters политика.
Юнкер призвал Британию как можно скорее объяснить, каких отношений с ЕС она теперь ожидает, и подчеркнул, что запретил своим подчиненным вести переговоры по этому вопросу с официальными представителями Великобритании до тех пор, пока Лондон официально не запустит двухлетнюю процедуру выхода. «Нет уведомления – нет переговоров!» – отрезал глава Еврокомиссии.
Глава Европейского совета Дональд Туск заявил, что Брюссель готов в любую минуту начать процесс «развода» с Лондоном, однако для этого Туманный Альбион должен соблюсти формальности и подать официальную заявку на выход. Кроме того, Туск считает, что на саммите ЕС в сентябре стоит снова обсудить брекзит, но без Кэмерона.
В Лиссабонском договоре есть статья 50, которая гласит: любое государство-член может принять решение о выходе из ЕС в соответствии с конституционными правилами. Страна, желающая покинуть союз, должна уведомить об этом Евросовет, после чего и начинается процесс «развода». ЕС должен заключить договор с таким государством, который должен одобрить Европарламент. Когда договор вступает в силу, соглашения, заключенные этим государством еще в рамках ЕС, прекращают свое действие. Если же подобный договор не был заключен, то соглашения теряют силу спустя два года после подачи заявления о выходе. Впрочем, ЕС может продлить переговоры с единогласного одобрения всех государств-членов и «уходящей» страны.
Проблема в том, что статья 50 никогда еще не применялась. Поэтому эксперты и политики теряются в догадках, как дальше будут развиваться события. Совершенно непонятно, как будут выстраиваться торгово-экономические отношения со странами ЕС и сотрудничество в научно-технической сфере.
Наверняка «пострадавшие» от брекзита группы интересов в Европе потребуют каких-то особых условий в будущих соглашениях Брюсселя и Лондона. Так, особенно остро британский уход переживается в Польше, свыше 1 млн граждан которой работают в Великобритании. Однако очевидно, что послабления и «особые условия» в договорах с королевством могут породить волну сепаратистских настроений в ЕС, поскольку многим может показаться, что в этом случае надобность в союзе как таковом отпадает.
Глава Евросовета Дональд Туск не видит необходимости приглашать на следующий саммит Дэвида Кэмерона. Фото со страницы European Council в Flickr |
Руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина пояснила «НГ», что торговая политика в ЕС находится в ведении Еврокомиссии. «Поскольку ЕС является еще и таможенным союзом, внешние торговые тарифы определяются комиссией. Поэтому, если говорить о будущих торговых отношениях Лондона со странами ЕС, то соглашение будет одно – с ЕС. Основная проблема выхода в том, как будут устроены торгово-экономические отношения Брюсселя и Лондона и как будут решены вопросы передвижения, в том числе обучения студентов. На каких условиях будет достигнуто это соглашение, никто сейчас предсказать не может, так как существующие модели – норвежская, швейцарская – не подходят ни Британии, ни ЕС», – отметила эксперт.
Между тем Кэмерон не спешит подавать официальный запрос о выходе Великобритании из ЕС. Европу подобное промедление явно начинает раздражать. «Реализация решения должна начаться немедленно. Мы не можем оставаться в такой неопределенной ситуации», – заявил в интервью телеканалу France 2 министр финансов Франции Мишель Сапен. Еврокомиссар по цифровой экономике и обществу Гютнер Эттингер считает, что каждый день промедления отпугивает инвесторов как от британского, так и от европейского рынка, сообщает радио Deutschlandfunk. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте признался, что тоже считает необходимым начать процесс выхода «как можно скорее», однако добавил: ставить какие-либо временные ограничения неправильно. Глава Европарламента Мартин Шульц сообщил, что европейские депутаты приняли резолюцию, которая призывает Великобританию немедленно начать брекзит. По его словам, европарламентарии считают: волеизъявление народа должно целиком и полностью соблюдаться.
При этом, как подчеркнула канцлер Германии Ангела Меркель, Великобритания не должна рассчитывать на какие-то особенные привилегии, и, более того, пока страна остается членом ЕС, она должна выполнять все взятые на себя обязательства. В свою очередь, Кэмерон признался, что рассчитывает на «тесные отношения с ЕС» после выхода, поскольку «эти страны – друзья, союзники и партнеры» Великобритании. Он добавил, что Лондон не поворачивается спиной к ЕС. Глава британского Минфина Джордж Осборн заверил, что Соединенное Королевство не будет подавать заявку о выходе, пока не прояснит для себя, какой будет модель отношений с ЕС.
Понять промедление Лондона можно. Учитывая, что сам Кэмерон был противником брекзита, а последствия от выхода из ЕС для Великобритании предсказать до сих пор сложно, желание королевства как можно тщательнее продумать стратегию «развода» вполне логично. Однако состояние неопределенности сильно бьет по мировым рынкам, и в первую очередь по европейскому. Поэтому призывы политиков ЕС к Лондону быстрее определяться со своим будущим тоже понятны. ЕС переживает не лучшие времена, испытывая все тяготы наплыва мигрантов и экономические трудности в отдельных уголках европейского дома. А запутанная ситуация с брекзитом лишь подливает масла в огонь.