Рахой утверждает, что сможет сформировать правительство в течение месяца. Фото Reuters
Консервативная Народная партия (НП) во главе с и.о. премьер-министра Мариано Рахоем победила на внеочередных парламентских выборах, улучшив результат по сравнению с голосованием в минувшем декабре. Однако заполучить большинство в нижней палате Генеральных кортесов консерваторам не удалось. Поэтому для формирования правительства им снова придется вести трудные переговоры с партиями, которые не испытывают энтузиазма от создания коалиции с «народниками».
НП заручилась поддержкой 33% населения, увеличив свое представительство в парламенте по сравнению с предыдущим результатом на 14 мест – до 137. Второй финишировала Испанская социалистическая рабочая партия, набрав 23% и заполучив 85 мандатов – на 5 меньше. Третью позицию с 21% заняла коалиция «Объединившись, можем», состоящая из Podemos и «Объединенных левых». Она займет в парламенте 71-е место – на два депутата больше. Замкнула большую четверку партия «Граждане» с 13% (32 парламентария), потеряв 8 мест. Для формирования правительства необходима поддержка 176 депутатов. Поэтому НП вновь, как и полгода назад, будет вынуждена протянуть руку дружбы какой-то из трех партий.
Проблема в том, что ни одна из политических сил не готова вступить в коалицию с другой. Пока большой вопрос, как в подобных условиях Испания будет выходить из политического тупика и удастся ли стране избежать третьих очередных досрочных выборов. После оглашения результатов Рахой признался, что надеется сформировать коалиционное правительство в течение месяца, «поскольку без этого будет очень тяжело», сообщает Reuters. Премьер заявил, что «безмерно гордится своей партией», поскольку она олицетворяет собой «мужество, энтузиазм и решимость».
Рахой отметил, что собирается предложить коалицию социалистам, давним противникам НП. Кроме того, если к вынужденному союзу присоединятся «Граждане», он тоже будет не против. По его словам, у социалистов «есть готовность вести переговоры». Однако, как утверждают эксперты, присоединяться к «народной» коалиции социалисты не собираются, но могут позволить НП сформировать правительство меньшинства. Впрочем, представитель социалистов Сезар Луэна заверил, что партия не намерена поддерживать Рахоя. «Социалисты хотят сместить Рахоя», – цитирует его Би-би-си.
Лидер Podemos Пабло Иглесиас, в свою очередь, заявил, что тоже собирается предложить коалицию социалистам. Однако лидер Соцпартии Педро Санчес в ответ раскритиковал Иглесиаса за то, что тому важнее личные интересы, а не интересы левых, из-за чего больше голосов смогли заработать правые партии.
Лидер центристской партии «Граждане» Альберт Ривера также признался, что собирается начать переговоры о формировании коалиции с НП и социалистами. «Если они хотят вести переговоры, то могут на нас рассчитывать. Места не могут быть важнее людей. Но если будет так, то «Граждане» будут в оппозиции», – заверил он.
Профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО Сергей Хенкин пояснил «НГ», что результаты воскресных выборов отличаются от декабрьских тем, что НП укрепила свои позиции. Однако он выразил сомнение, что партиям удастся сформировать большую коалицию. «Социалистическая партия на протяжении десятилетий внедряла среди своих членов представления об НП как о партии ретроградной, реакционной. Поэтому соответствующее отношение выработалось. Но чтобы создать правительство в Испании, сейчас необходима большая коалиция», – отметил эксперт.
«Есть и другой вариант формирования кабинета. Утверждение нового главы правительства предполагает два тура голосования. Во втором туре необходимо простое большинство. Есть вероятность, что во втором туре социалисты воздержатся, и тогда кандидатура Рахоя пройдет. Сейчас на кону будущее страны, потому что Испания уже полгода живет без постоянного правительства. Страдает экономика, морально подавлены многие люди, падает престиж страны на международной арене. Думаю, этот вопрос станет предметом острой борьбы внутри Социалистической партии», – полагает Хенкин.
По его мнению, другие варианты создания коалиции маловероятны. «Левые сейчас раздроблены. Второе место на выборах предрекали Podemos, но они заняли третье место. Социалисты подтвердили статус ведущей партии в левом лагере. Но кроме того, что у левых партий сложные отношения между собой, так у них еще и нет абсолютного большинства», – подчеркнул Хенкин.
Он добавил, что альтернативой этим сценариям могли бы стать третьи парламентские выборы, но в этом случае Испании вновь придется испытать все негативные последствия, с которыми она жила последние полгода.