Авигдор Либерман и Эштон Картер договорились об укреплении военного сотрудничества. Фото с сайта www.defense.gov
Министр обороны Израиля Авигдор Либерман прибыл с визитом в Вашингтон, чтобы обсудить проблемы американо-израильских отношений с американским коллегой Эштоном Картером. Министры затронули вопрос региональной безопасности на Ближнем Востоке и военное сотрудничество двух стран. Сегодня Либерман должен присутствовать при выкатке первого истребителя F-35 пятого поколения. Израиль станет первой страной, которая получит эти самолеты на вооружение в конце года. Кроме того, между странами продолжает остро стоять вопрос о заключении нового договора о военно-финансовой помощи.
Как сообщается на сайте Пентагона, Картер и Либерман в ходе переговоров подтвердили прочность американо-израильских отношений и военного сотрудничества. По словам пресс-секретаря Минобороны США Питера Кука, Картер заверил коллегу в непоколебимой приверженности Вашингтона безопасности Израиля. Министры также обсудили вызовы региональной безопасности на Ближнем Востоке и возможности совместных действий для противостояния различным угрозам.
Кук сообщил, что в ходе визита в США Либерман совершит путешествие в Форт-Уэрт, штат Техас, чтобы присутствовать на церемонии выкатки первого истребителя F-35. Партия этих боевых воздушных кораблей в скором времени должна пополнить военный авиапарк Израиля. Пресс-секретарь подчеркнул, что F-35 сыграют ключевую роль в укреплении обороноспособности страны и выведении ее на качественно новый уровень. Всего Израиль закупит 14 самолетов F-35 и будет иметь право приобрести еще 17 таких же машин позднее.
Между тем между Вашингтоном и Тель-Авивом сейчас остро стоит вопрос о подписании нового договора о военной помощи Израилю. Дело в том, что израильские власти хотят добиться увеличения объемов финансовой помощи, заявляя о росте угроз для национальной безопасности страны в регионе. Сейчас она составляет 3,1 млрд долл. ежегодно, а срок действия соответствующего договора истекает в 2017 году. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху не торопится подписывать новый договор, намереваясь добиться как можно более выгодных условий. А президент США Барак Обама пока не готов идти на уступки. Наверняка эта проблема также обсуждалась Либерманом и Картером.
Советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина пояснила «НГ», что вопросы об объемах финансовой помощи хотя и имеют политическую подоплеку, но в большей степени технические. «Будет ли эта помощь предоставляться в тех объемах, в которых хочет Тель-Авив, или в меньших, конечно, важно, но главное, что помощь продолжится, и США останутся верны принципу обеспечения безопасности Израиля. Даже Обама, хотя его отношения с Нетаньяху нельзя назвать хорошими, не откажется от этой американской политики на Ближнем Востоке», – отметила эксперт.
Супонина подчеркнула, что американо-израильские отношения в области обороны складываются весьма неплохо, несмотря на отдельные политические разногласия. «Что касается политических разногласий, то Россия может использовать их в своих интересах. Еще никогда прежде, за исключением начала 1990-х годов, в Израиле не была так популярна Россия. Думаю, сейчас у Москвы есть все шансы, чтобы укрепить сотрудничество с Израилем как в военно-технической области, так и в других сферах», – заключила она.
Кроме того, одним из аргументов за увеличение финансовой помощи Израиль называет нарастающую угрозу со стороны Ирана. Впрочем, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин считает, что на данный момент непосредственной угрозы со стороны Ирана нет. «В 2011–2012 годах, когда президентом страны был Махмуд Ахмадинежад, ультраконсервативный политик, крайне отрицательно относящийся к Израилю и не желающий идти на уступки по ядерной проблеме, действительно существовала угроза военного столкновения Ирана и Израиля. Но ситуация в Иране изменилась. Хотя внутри страны идет серьезная политическая борьба против реформаторов, находящихся у власти, сегодня мы можем видеть из выступлений иранских лидеров, что антиизраильская пропаганда уже не так сильна, как несколько лет назад. Конечно, порой звучат традиционные резкие высказывания, но это не идет ни в какое сравнение с тем, что было при Ахмадинежаде», – пояснил эксперт «НГ».
По мнению Сажина, Иран не имеет конкретных планов против Израиля. «Более того, свою роль играет так называемая сделка, которая открывает большие возможности для Ирана в плане сотрудничества с западными странами, Японией и другими государствами, – отметил эксперт. – Поэтому воинственные заявления могут повредить экономическим и финансовым планам Тегерана».