Демократы намерены объединиться ради общей победы. Фото Reuters
Экс-госсекретарь Хиллари Клинтон победила на заключительных праймериз в Вашингтоне, округ Колумбия, обойдя своего единственного конкурента в борьбе за пост президента США среди демократов сенатора от штата Вермонт Берни Сандерса. Хотя сенатор официально еще не объявил о завершении своей избирательной кампании, формально Клинтон уже обеспечила себе статус кандидата от демократов. После голосования соперники провели встречу за закрытыми дверями. Между тем республиканец Дональд Трамп сократил отставание от Клинтон, по данным общенационального опроса Reuters.
Клинтон набрала необходимое число делегатов, чтобы автоматически стать официальным кандидатом от Демократической партии на выборах президента США 8 ноября, сообщает Reuters. Формально Сандерс имеет шансы потеснить экс-госсекретаря с демократического пьедестала на заключительном съезде партии, если так называемые «суперделегаты» внезапно поменяют свое решение и проголосуют за сенатора. Впрочем, такой сценарий маловероятен, поскольку в распоряжении Клинтон оказалось 582 «суперголоса» против 47 у Сандерса. Тем не менее, несмотря на поражение, Сандерс не спешит складывать оружие. И на это у него есть причины.
Нынешние американские выборы отличаются необычным явлением – войной кандидатов и от республиканцев, и от демократов против истеблишмента собственных партий. Предводителем этого «марша несогласных», безусловно, является Трамп, которого родная партия до сих пор не готова всецело поддержать. Повергнутый им конкурент – сенатор от штата Техас Тэд Круз – тоже не вызывал особого энтузиазма у руководства республиканцев, хотя было принято считать, что он вселяет партэлите куда меньше беспокойства, нежели миллиардер. Круз сошел с дистанции, и, вполне вероятно, немаловажную роль в этом сыграли его отношения с боссами. Он называл себя альтернативой Трампу, однако, судя по всему, на самом деле не мог ей стать. Профессор университета им. Джорджа Вашингтона Стивен Ливингстон пояснил «НГ», что Круз противопоставлял себя истеблишменту, поэтому и не мог в реальности рассчитывать на достойную поддержку в борьбе с Трампом.
Сандерс тоже не пошел на поводу у своего руководства. Называя себя «демократическим социалистом», он ясно давал понять, что не собирается подстраиваться под истеблишмент в угоду политическим интересам. Сенатор упорно гнул свою линию, ругая президента Барака Обаму и Клинтон, чем снискал немало симпатий у рядового избирателя. Если бы на демократических праймериз не было «суперделегатов», то Клинтон не обеспечила бы себе выдвижение в ходе первичных выборов, и судьбу номинации решал бы партийный съезд. По данным CNN, до победы ей не хватило бы голосов 165 простых делегатов.
Сейчас главная задача экс-госсекретаря – убедить конкурента поддержать ее. Если Клинтон удастся склонить на свою сторону электорат Сандерса, то это станет ее чуть ли не главным успехом в ходе избирательной гонки. Кстати, Ливингстон отметил, что Трамп и Сандерс апеллируют к примерно одним и тем же группам населения, но с разными политическими установками. Поэтому стянуть под свои знамена «армию» Сандерса для Клинтон будет непросто, но жизненно необходимо.
Сандерс последние месяцы сопротивлялся давлению и отказывался снять свою кандидатуру и поддержать Клинтон в знак единства партии, желая использовать свою популярность среди населения в качестве рычага, чтобы добиться от соперницы уступок и некоторых гарантий по своей политической реформе процесса выдвижения кандидатов от демократов. Сенатор заверил сторонников, что «политическая революция продолжается». «Давно пришло время для фундаментальной трансформации Демократической партии», – заявил Сандерс, добавив, что будет добиваться упразднения института «суперделегатов», чтобы сделать отбор кандидатов «справедливым».
Сразу после голосования в Вашингтоне между Клинтон и Сандерсом состоялся разговор за закрытыми дверями. В штабе обоих кандидатов назвали встречу «позитивной» и сообщили, что оба демократа подтвердили решимость бороться с Трампом, а также обсудили проблему повышения минимальной заработной платы, ликвидацию теневых денег в политике, доступность образования и медицинского страхования. Официальный представитель Сандерса Майкл Бриггс подчеркнул: «Это была позитивная дискуссия о том, как привлечь больше людей к политическому процессу и какую серьезную опасность для нации представляет Дональд Трамп».
Трамп, на днях в очередной раз отличившийся резкими высказываниями против мусульман, ожидаемо оказался в фокусе внимания Клинтон. Напомним, миллиардер вновь призвал запретить въезд в США мусульманам после теракта в Орландо. «Мы столкнулись с террористами, которые используют извращенную версию ислама, чтобы оправдывать безжалостное убийство невинных людей. Мы должны остановить их, и мы сделаем это. Но я не собираюсь демонизировать и провозглашать войну против целой религии», – подчеркнула Клинтон.
Между тем из США приходят противоречивые данные общенациональных опросов. По информации Ipsos и Reuters, за Трампа готовы отдать голоса 33% избирателей, а за Клинтон – 44,6%. Еще 22,4% – не определились. В сравнении с предыдущим опросом отставание республиканца от демократа сократилось с 14,3% до 11,6%. Аналитики связывают рост популярности миллиардера с его радикальными высказываниями после трагедии в Орландо.
Однако, по данным опроса NBC News/SurveyMonkey, Клинтон, напротив, укрепила лидерство. За нее готовы проголосовать 49% электората, а за Трампа – 42%. Кроме того, 54% американцев уверены: экс-госсекретарь в любом случае выиграет выборы. Важно, что опрос проводился до теракта. Подобная разница результатов за примерно один и тот же период говорит о нестабильности предпочтений избирателей, поэтому назвать преимущество Клинтон уверенным нельзя ни в том, ни в другом случае.