Франсуа Олланд обещает присутствовать на всех матчах с участием французской команды. Фото Reuters |
Континентальное первенство по футболу стартует сегодня на фоне забастовок, угрозы терактов и опасности стихийного бедствия. В Елисейском дворце рассчитывают, что положение дел изменится, как только национальная команда начнет выигрывать. Кроме того, в администрации президента Франсуа Олланда, переживающего пик непопулярности, надеются, что успех французов на Евро-2016 позволит ему снова заручиться поддержкой соотечественников, утраченной в последние годы.
Опыт чемпионата мира 1998 года, прошедшего во Франции, показывает, что профсоюзы, организующие забастовки, боятся испортить футбольный праздник. Так и в этом году лидер Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) Филипп Мартинес заявил, что не намерен «блокировать Евро». В считающемся крупнейшим профсоюзом ВКТ перед турниром смягчили риторику и требуют уже не отзыва закона о труде, а только изменений во 2-й статье документа. Правительство, столкнувшееся весной с ростом протестного движения, имеет все основания считать, что благодаря Евро оно пойдет на спад.
Футбольный праздник действительно загоняет активистов социальной борьбы в тупик. Согласно последнему опросу общественного мнения, 54% французов осуждают стачки во время чемпионата, притом что время у профсоюзов на исходе. Если протесты не увенчаются успехом в ближайшие недели, то ставшая яблоком раздора трудовая реформа в июле войдет в силу. Чемпионат Европы действительно «играет» на стороне Олланда.
В ВКТ и в союзном ей профсоюзе Sud-rail, впрочем, не собираются сдаваться. Следующий общенациональный день протестов организаторы стачек назначили на 14 июня, когда на чемпионате не предусмотрено матчей. Посовещавшись, профбоссы решили, что забастовки Air France и Национальной компании французских железных дорог (SNCF) нужно продолжить и во время первенства, пусть даже это создаст проблемы для 7 млн болельщиков. Мартинес и его единомышленники пытаются лавировать: они не могут ни отказаться от стачек, ни провести их с таким размахом, чтобы правительство вынуждено было пойти на попятную.
Власти же, хоть и выигрывают борьбу у забастовочного движения, остаются в напряжении из-за террористической угрозы, поскольку Евро-2016 представляет собой привлекательную цель для атаки. Расследование терактов 22 марта в Брюсселе показало, что целью преступников был Париж, а массовое убийство в столице Бельгии произошло лишь по стечению обстоятельств. В подтверждение этого в компьютере одного из джихадистов Ибрагима аль-Бакрауи был обнаружен план теракта на Евро-2016. Исламист, взорвавший себя в Бельгии, собирался подложить бомбу на железнодорожные пути в Париже. «Это нанесет неверным огромный ущерб и заставит их отказаться от чемпионата», прочитали следователи в ноутбуке аль-Бакрауи.
К счастью, не подтвердилось подозрение украинских силовиков о намерении задержанного на границе с Польшей француза. СБУ утверждала, что он планировал совершить теракт во время чемпионата, однако французские следователи все же склоняются к версии о том, что речь идет скорее о контрабанде оружия.
МВД мобилизовало 77 тыс. полицейских и жандармов для обеспечения безопасности болельщиков, четверть которых – иностранцы. К тому же из стран–участниц чемпионата прибыли 180 иностранных правоохранителей. По данным Figaro, было проработано три десятка сценариев возможных терактов – от взятия в заложники до использования в общественных местах токсических веществ.
Вдобавок к перечисленному в стране продолжается наводнение. И хотя пик стихийного бедствия остался в прошлом, в некоторых районах не сходит паводок, общий ущерб от которого оценивают в 1 млрд евро.
На этом фоне президенту Олланду, известному болельщику, остается рассчитывать на благоприятный эффект от Евро и мастерство французских футболистов. За восемь месяцев до президентских выборов его популярность опустилась до рекордно низкой отметки. Между тем известно: президент, при котором его страна одерживала победу на мировом или европейском первенстве, обязательно переизбирался на второй срок.
Париж