Девочка стоит в очереди за едой в импровизированном лагере для беженцев на греко-македонской границе. Фото Reuters
Европейское футбольное ристалище, начинающееся завтра во Франции, наверняка добавит волнений гражданам «от Лиссабона до Владивостока». Но политика в Европе не уйдет на это время на каникулы. На миграционном поле грозят новые проблемы, которые ЕС попытается решить на саммите в конце июня. В Брюсселе с тревогой регистрируют нарастание в странах сообщества критического отношения к миграционному, экономическому и другим аспектам политики ЕС.
Оппозиция по отношению к Евросоюзу растет во многих странах блока. Об этом говорят итоги опроса, проведенного вашингтонским Pew Research Center в 10 странах – Великобритании, Швеции, Нидерландах, Германии, Венгрии, Италии, Греции, Польше, Франции и Испании. Анализируя полученные результаты, комментаторы института отмечают, что везде растет недовольство ситуацией в ЕС в сочетании со стремлением вернуть по меньшей мере часть компетенций и решений из Брюсселя на национальный уровень. Причем речь идет о группе стран, представляющих 80% населения и 82% ВВП ЕС.
В большинстве стран перечисленной «десятки» негативное восприятие ЕС проявляет почти половина населения, а во Франции даже 61%. Экономическим курсом довольны только в Германии и Польше, а в остальных странах его не жалуют – от 48% участников опроса в Венгрии до 2/3 в Италии, Франции и Испании и 92% в Греции.
А что касается миграционной политики, то ее везде отвергает подавляющее большинство населения. Включая Германию, где с политикой канцлера Ангелы Меркель в отношении беженцев не согласны 67% бундесбюргеров.
В общем, вызовы и опасности для ЕС весьма серьезны. И в Брюсселе это, конечно, понимают. Главное внимание Комиссии ЕС по-прежнему сосредоточено на проблеме преодоления миграционного кризиса. Пока рано утверждать, что «балканский маршрут» миграционного цунами полностью перекрыт. Судьба соглашения ЕС–Турция, которое должно препятствовать переправе беженцев с турецкого берега на греческие острова, тоже под вопросом из-за требований и раздражения Анкары.
Тем временем ЕС грозит новая миграционная напасть уже с африканского направления. Едва ли не каждый день поступают сообщения о мигрантах, пытающихся пересечь Средиземное море и добраться до итальянского берега. Многие гибнут на этом крайне рискованном маршруте, насчитывающем уже тысячи жертв. Большой поток идет из Нигера, Нигерии, Сенегала, Мали, а также Эфиопии, в которой, по данным ЕС, сейчас находятся до 800 тыс. беженцев. Много их также в Эритрее.
Имея пока в виду в первую очередь африканские страны плюс Иорданию и Ливан, Еврокомиссия выступила с идеей так называемого нового миграционного партнерства как интегрированной части общей концепции миграционной политики ЕС. Этим странам хотят предложить договоры о сотрудничестве в миграционных делах. Главная цель ясна: заблокировать южный путь миграционного прорыва в ЕС. План будет представлен на утверждение саммита ЕС, намеченного на конец месяца.
Он предусматривает некую трехфазную конструкцию. Первый элемент предусматривает спасение людей, пускающихся в опасное, на утлых суденышках контрабандистов, морское путешествие. Этим должна заниматься военно-морская миссия «София», курсируя между Ливией и Сицилией.
Второй элемент предусматривает упорядочение бесконтрольных миграционных потоков по аналогии с соглашением ЕС–Турция, хотя на практике оно еще далеко не испытано. И, наконец, «новое партнерство» предусматривает «улучшение условий жизни» в странах, откуда бегут мигранты. Брюссель готов выделить до 8 млрд евро на улучшение водо- и энергоснабжения, а заодно и на некоторые экономические проекты. Это не очень щедро, если учесть, что сумма в случае продвижения плана выделяется до 2020 года. Между тем для реального улучшения жизни в этих странах потребовалось бы, по имеющимся подсчетам, как минимум 62 млрд евро инвестиций.
В Брюсселе, однако, сообщает немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung, ссылаются на известный «план Юнкера», который призван стимулировать инвестиции и рост в Европе и тем самым помогает исправлению ситуации. Другое дело, что «новое миграционное партнерство» не обойдется без привлечения соответствующих бюджетных средств партнеров по ЕС. Если же это не удастся, предупреждают в штаб-квартире сообщества, то его авторитет потерпит урон. Итак, горячая тема июньскому саммиту ЕС обеспечена.