Турки, проживающие в Германии, устроили акцию протеста у стен парламента. Фото Reuters
Германский бундестаг после не слишком долгих и довольно спокойных дебатов принял многострадальную резолюцию о геноциде армян в Турции времен Первой мировой войны. Тем самым эта глава в федеральной внешней политике, вызывавшая множество споров и опасений, закрыта. Но впечатление смазывала непривычная картина трех пустых кресел в первом ряду правительственной трибуны, которые обычно занимают канцлер Ангела Меркель, вице-канцлер Зигмар Габриэль и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер.
Накануне голосования представителям правительства пришлось всячески изворачиваться перед прессой в попытке оправдать или объяснить столь демонстративное отсутствие руководящего трио кабинета на парламентских дебатах, которым придавалось очень важное значение. Все они в последний момент спохватились, что как раз в это время их ждут другие обязанности.
Меркель, устроив рабочий обед, принимала генсека НАТО Йенса Столтенберга, который в порядке подготовки июльского саммита альянса в Варшаве «обходит владенья свои». Это было основной темой переговоров. В частности, речь шла, как отмечено в официальной информации, о «приспособлении альянса к обстановке в сфере безопасности, изменившейся из-за российских действий в Украине».
В свою очередь, вице-канцлер не мог отложить срочные дела по линии руководимого им одновременно Министерства экономики. А глава немецкой дипломатии еще в ночь на четверг в сопровождении большой группы парламентариев должен был отправиться с визитами в Аргентину и Мексику. Хотя именно к его ведомству относилась в первую очередь резолюция бундестага, посвященная трагедии прошлого, но вызывающая турбулентность в нынешних отношениях Анкары и Берлина.
Впрочем, ни сегодняшняя Турция, ни ее правительство в геноциде армян бундестагом не обвиняются. А упоминания о том, что творится с правами человека в этой стране сейчас, прозвучали лишь в выступлениях некоторых депутатов. В документе же, к примеру, говорится, что бундестаг склоняется перед жертвами изгнания и расправ армян и других христианских меньшинств в Османской империи более 100 лет назад. Он осуждает действия тогдашнего правительства младотурков, которые привели к почти полному уничтожению армян. В парламенте прямо говорили и записали в резолюции, что это – геноцид.
Что касается Меркель, то говорят, что еще во вторник на предварительном рассмотрении во фракции ХДС/ХСС она голосовала за предлагаемую резолюцию. Аналогична позиция Габриэля и Штайнмайера. Тем не менее их уклонение от участия в голосовании в бундестаге симптоматично. Похоже, Меркель все-таки была напугана высказанными по телефону угрозами Реджепа Тайипа Эрдогана порушить договоренности с ФРГ и ЕС в миграционной сфере и сочла, что лучше дополнительно не раздражать турецкого президента причастностью к парламентскому акту. А раз она и ее коллеги лично с этим документом не связаны, то турецкой стороне, возможно, будет сложнее придираться к нему в дальнейших переговорах.
Как стало известно сразу после голосования, правительство Турции отозвало своего посла Хюсейна Авни Карслиоглу из Берлина. А германский посланник в Анкаре, сообщает AFP, был вызван в турецкий МИД для объяснений.
В первой реакции правительство Бинали Йылдырыма заявило, что резолюция ничтожна и не имеет значения. Как утверждает в Twitter представитель премьера Нуман Куртулмус, немецкий парламент назвал геноцидом расправу с армянами во время Первой мировой войны на основе «искаженных и беспредметных предположений» и тем самым совершил «историческую ошибку».
Такие действия Анкары, как отзыв посла, уже не раз совершались в отношении других стран, признававших геноцид. В Берлине надеются, что турецкие руководители ограничатся протестами на дипломатическом поле. Поскольку резолюция бундестага не имеет последствий для режима Эрдогана, Анкара едва ли пойдет на разрыв политического и переговорного взаимодействия с ФРГ. После голосования в бундестаге Меркель поспешила подчеркнуть важность связей между Германией и Турцией. Несмотря на различия во мнениях в отдельных вопросах, дружеские и стратегические отношения остаются хорошими, заверила канцлер.