Реджеп Тайип Эрдоган пользуется властью, которой его наделила сама Ангела Меркель. Фото Reuters
В Берлине готовятся к своего рода Судному дню. Германия должна, наконец, определиться с оценкой трагедии армян в Турции в годы Первой мировой войны, что уже давно сделали Россия, Франция, Италия и многие другие государства. Завтра в повестку дня бундестага поставлено обсуждение соответствующего немецкого вердикта. Резолюция называется «Память и поминание о геноциде армян и других христианских меньшинств 101 год тому назад».
Документ совместно составлен и внесен парламентскими фракциями большой коалиции в составе Христианско-демократического союза/Христианско-социального союза и Социал-демократической партии Германии, а также оппозиции «Союз 90»–«Зеленые». Вчера резолюция еще раз рассматривалась в их группах.
В тексте говорится, что трагедия армян является «примером массовых расправ, этнических чисток, изгнаний, геноцидов, которые столь ужасным образом характеризуют ХХ столетие». Отмечается и вина тогдашней германской империи, которая «была главным союзником Османской империи и, несмотря на имевшуюся информацию, не остановила преступление против человечности». Геноцид упоминается в резолюции четыре раза. Но не как собственная оценка, а весьма осторожно, путем ссылки на «многих независимых историков», считающих, что уничтожение почти 1,5 млн армян 100 лет назад было не чем иным, как геноцидом.
В Анкаре все равно грозно хмурят брови. Турецкие руководители категорически возражали и возражают против такой характеристики мрачной главы османской истории. Но странам, признавшим геноцид, не было нужды бояться полемики. А вот правительство канцлера Ангелы Меркель оказалось в сложной ситуации. Сделав в миграционном вопросе едва ли не главную политическую ставку на соглашение ЕС–Турция и сделку с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, оно в отношениях с Анкарой, по оценкам немецких комментаторов, во многом связало себе руки. Во всяком случае, Берлину приходится терпеть не только протесты, но и претензии и нравоучения турецкой стороны.
Надо полагать, что Меркель уже не рада тому, что позвонила в понедельник новому турецкому премьеру Бинали Йылдырыму, чтобы поздравить с назначением. Он тут же воспользовался случаем, чтобы пожаловаться канцлеру на «нетерпимые и несправедливые политические оценки» в планируемой к рассмотрению резолюции. Правительство и миллионы турок ожидают от федерального правительства и бундестага «уважительного отношения», заявил премьер.
Следом подали голос пресс-секретарь турецкого правительства Нуман Куртулмус и представитель президента Ибрагим Калин с предупреждениями о том, что резолюция бундестага является потенциальным источником ухудшения турецко-немецких отношений. А то, что под этим подразумевается либо создание трудностей в миграционных делах, либо вообще отказ от выполнения соглашения ЕС–Турция, в Берлине сомнений не вызывает.
Невероятно, но факт, что одновременно с давлением извне Анкара активизировала «турецкий фактор» в самой ФРГ. В Берлине состоялась тысячная демонстрация против резолюции бундестага. Под патронатом турецкой общины в Берлине объединились для протестных действий до 500 различных групп – от европейских филиалов партии Эрдогана до «Серых волков» и исламских ячеек. Как говорится в их обращении к немецкому парламенту, «90% турецкого населения отвергает обвинение в геноциде как клевету». Вместе с тем некие структуры оказывают давление на депутатов турецкого происхождения, не гнушаясь угрозами в их адрес. «Предатель», «Тебя следует устранить» – такие электронные «приветы» получают также журналисты, пишущие о геноциде.
Как сообщает Spiegel, обстановка накануне бундестаговских дебатов непростая. «В страхе перед Анкарой» – гласит подборка его материалов на тему геноцида. Федеральное правительство и депутаты правящих партий озабочены возможной резкой реакцией Эрдогана на принятие резолюции.
Любопытно, проголосуют ли за нее все парламентарии инициировавших документ фракций. В прошлом году принятие резолюции было отложено, чтобы не мешать саммиту ЕС договариваться с Анкарой. И сейчас некоторые депутаты считают, что ради миграционной политики Меркель лучше не дразнить Эрдогана. Но если бундестаг вновь спасует перед ним, это чревато серьезной потерей имиджа. «Парламентарии должны проявить мужество, – призывает берлинская Tagesspiegel. – И доказать, что немецкий бундестаг независим».