Фото Reuters
Во вторник Еврогруппа приступила к обсуждению вопроса о предоставлении Греции очередного транша в счет третьей программы спасения страны и новые меры по облегчению ее долгового бремени. Накануне правительство Алексиса Ципраса пробило в парламенте очередной пакет экономии, который изымет у населения в виде налогов еще 1,8 млрд евро.
С момента принятия третьей программы спасения Греции в августе 2015-го под патронатом канцлера ФРГ Ангелы Меркель и ее финансового гуру Вольфганга Шойбле не прошло и года. Но новый страховой полис объемом в 86 млрд евро не переломил кризиса в стране. На пороге лета Греция опять приблизилась к краю дефолтной пропасти. В июле Афинам предстоит вернуть Европейскому центробанку (ЕЦБ) и Международному валютному фонду (МВФ) часть полученных у них кредитов. Без поступления очередной порции денег из Европы греческий кабинет окажется не в состоянии обеспечить также выплату пенсий и жалованья госслужащим.
Сколько ни бьются в ЕС с греческим кризисом, составляют программу за программой, существенно ситуация не меняется. Вот данные. В 2012 году госдолг Греции составлял 305,1 млрд евро, или 160% ВВП, а в 2015 году – уже 311,5 млрд, или 177% ВВП. Немецкий опыт бюджетной экономии, настойчиво рекомендованный Брюсселю правительством Меркель в качестве антикризисной политики, не доказал своей универсальности. Напротив, как раз некоторые отступления от такой практики и позволили ряду европейских стран не допустить критической рецессии и безработицы.
Но в Греции вынуждены продолжить подчинение линии ЕС. Предложенный правительством и принятый парламентским большинством новый пакет экономии предусматривает повышение НДС на многие виды продовольствия, напитки, табак, бензин и т.д. Повышается плата за электричество. Дополнительным сбором облагается гостиничный бизнес. Решено сдать в аренду 14 аэропортов. Или как с горечью заметил репортеру Handelsblatt предприниматель Никос Брусис,вскоре останется только продать Акрополь и ввести налог на воздух.
МВФ опубликовал на днях анализ, подтверждающий, что при существующих условиях греческие обязательства нереализуемы. По подсчетам фонда, если не облегчить ситуацию, то долговое бремя Греции достигнет к 2060 году примерно 250% ВВП. В этой связи руководство фонда в лице Кристин Лагард ратует за облегчение греческого долга путем многолетней отсрочки платежей по нему, снижения процентной ставки и ряда других условий. Иначе Греция никогда не сможет рассчитаться по долгам
В Берлине идею поддерживает вице-канцлер и министр экономики Зигмар Габриэль. Это не помощь ни стране, ни людям, говорит он, если каждые 12 месяцев приходится бороться за новые кредиты для оплаты старых. Следует облегчить Греции ее долговую нагрузку. К этой мысли склоняются также в Париже и некоторых других столицах. На страже, однако, министр финансов ФРГ Шойбле. Учитывая настроения, он допускает возможность облегчения греческих обязательств, но только с 2018 года.
Так что пока на очередной встрече руководителей финансовых ведомств еврозоны в Брюсселе речь идет лишь об очередном спасительном для Греции транше в 11 млрд евро. Ради этого в Афинах дали согласие удовлетворить условия еврокредиторов. Но остается вопрос: «последняя жертва» ли это для греков, как заверяет их премьер Ципрас?
Наблюдатели в Брюсселе отмечали вчера признаки того, что министры настроены на соглашение. Вообще в ЕС стараются сейчас приглушить тон. На днях Комиссия ЕС решила отложить рассмотрение штрафных санкций для Испании и Португалии, превышающих допустимый бюджетный дефицит. В июне предстоят выборы в Испании и референдум о членстве в ЕС в Великобритании. Полемика по Греции не улучшала бы атмосферу в Евросоюзе, перегруженную кризисами.