Фото Reuters
Наблюдатели, привыкшие считать ФРГ островом благополучия и стабильности во взбаламученной множеством кризисов Европе, все чаще становятся свидетелями достаточно тревожных явлений в немецкой жизни. Вчера публика узнала итоги свежего опроса общественного мнения. Пресса резюмирует его так: «Для Меркель удар ниже пояса. Уже две трети немцев не хотят четвертого канцлерства Ангелы Меркель».
Опрос был проведен 4–9 мая институтом общественного мнения Insa по заказу журнала Cicero. Полученные данные показали: 64% участников, то есть почти 2/3 немцев не желают, чтобы канцлер осталась у власти еще на четыре года – с 2018 по 2021-й. Примечательно, что перспективу «четвертого канцлерства» в стране отвергают повсеместно. В старых федеральных землях в среднем 63,8%, в новых – 64,8%. А в возрастной группе 45–54-летних критическое отношение к политике Меркель проявляют до 70% немцев.
Добавим выкладки того же института Insa, но о федеральном правительстве и партиях. Они опубликованы в Bild-Zeitung. Будь выборы в минувшее воскресенье, консервативный блок ХДС/ХСС собрал бы не более 30,5%, а его коалиционные партнеры социал-демократы – совсем провальные 19,5%. Обе политические силы потеряли по сравнению с выборами 2013 года 17%. При возможных погрешностях это оценка политики, и она говорит о происходящих и возможных политических метаморфозах.
То, что новая и набирающая популярность партия «Альтернатива для Германии» становится одним из участников политпроцесса, – факт. Не исключена реанимация Свободно-демократической партии либералов в бундестаге. А сам высший законодательный орган может существенно измениться в 2017 году и по составу, и по численности фракций. И как результат – совершенно невероятные коалиции.
Но уже сейчас в Германии много появилось такого, чего нельзя было представить еще недавно. Миграционная политика Меркель развела ее Христианско-демократический союз с баварским аналогом – Христианско-социальным союзом. В Мюнхене обсуждается вопрос, не идти ли на выборы с отдельной программой и со своим отдельным кандидатом в канцлеры. С завуалированной критикой в адрес Меркель уже осмеливаются выступать некоторые члены руководства партии. А с открытой – даже Эрика Штайнбах, которая при покровительстве канцлера долго командовала «Союзом изгнанных».
Конечно, Меркель выстраивает свою политику в соответствии с тем, как понимает интересы Германии. Но многие немцы до сих пор не могут понять ее сентябрьское решение открыть границы бесконтрольному миграционному потоку – единолично, без решения кабинета, постановления бундестага. Вопреки тревоге и протесту большинства населения. А сейчас даже Европарламент не устраивает сомнительный безвизовый режим для турок, пробитый Берлином в ЕС ради сомнительной сделки с президентом Реджепом Таймпом Эрдоганом. Непонятно, зачем Меркель вела переговоры тет-а-тет с уходящим президентом США Бараком Обамой в Ганновере, ратовала в угоду ему за скорейшее заключение Трансатлантического соглашения ЕС–США, хотя более 80% немцев его не поддерживают. А мини-саммит с тем же президентом и коллегами еще из трех стран НАТО? Оказывается, чтобы оповестить после этого о соучастии бундесвера в развертывании сил альянса у российских границ.
Общественные настроения в Германии, отражаемые в данных опросов, несомненно, подтачивают режим, обозначаемый немецкой политологией как «система Меркель». С другой стороны, это только своеобразная заявка на будущее, на Германию без Меркель. Но после сентябрьских выборов в бундестаг-2017. Пока же в ее распоряжении федеральный кабинет, мощные каналы пропаганды (включая медийный концерн Шпрингера, с хозяйкой которого Фридой Шпрингер канцлер лично дружит) и, разумеется, партия ХДС, ворчание в которой по поводу политики председателя еще далеко не бунт. Правительственное партнерство с социал-демократами, очевидно, до выборов не развалится. Так что до конца этой легислатуры канцлер сможет рассчитывать на поддержку в бундестаге и вести себя активно на международном поприще, особенно в европейской политике.
Политическая, экономическая, общественная нестабильность в ФРГ, очевидно, может только добавить проблем на континенте. Дестабилизация Германии, несомненно, противоречила бы интересам России, добрым отношениям и сотрудничеству двух держав. Тем более что от них принципиально зависит мирное благополучие Европы. Поэтому в ситуации, когда неизвестно, какой оборот примут в ближайшее время события в США, Великобритании, Франции, Испании, было бы полезно активировать резервы диалога и делового сотрудничества по линии Москва–Берлин.