Фото Reuters
Освобождение войсками Башара Асада при поддержке российских спецназа и авиации древней Пальмиры не означает, что так же успешно будет развито дальнейшее наступление на восток. Сводки, поступающие из провинции Хомс, свидетельствуют о том, что боевики «Исламского государства» (ИГ – организация, запрещенная в РФ) пытаются перейти в контрнаступление.
Часть сил, участвовавших в боях для усиления главного удара в районе Пальмиры, переброшена на северо-запад – в провинцию Латакия, и на запад – под город Карьятейн. А в самой Пальмире спланированы долгосрочные мероприятия по зачистке территории от мин и других взрывных устройств. Главными участниками станут российские военнослужащие.
По распоряжению президента Владимира Путина в Сирию отправились специалисты международного противоминного центра Минобороны РФ. Бывший начальник инженерных войск Вооруженных сил РФ генерал-полковник в отставке Николай Сердцев считает, что на разминирование Пальмиры уйдет несколько месяцев. «Разминировать город – сложная задача. Там объекты и коммуникации. Хорошо, если не будет газовых труб высокого давления, но где-то проходит водопровод, где-то канализация, – говорит эксперт. – Нужно провести инженерную оценку местности с соблюдением мер безопасности, с внешним периметром охраны действий саперов и полным прикрытием».
Такой инженерно-подготовительный период может затянуться, так как, по сообщению арабских СМИ, из Телль-Тамра и Эс-Сухне в район освобожденной Пальмиры террористы подтягивают резервы (в том числе заминированные автомобили со смертниками). При этом они продолжают удерживать оборону в районе складов, расположенных в холмах Тлюль-эль-Джамусе (12 км севернее Пальмиры), и ведут огонь из крупнокалиберных пулеметов и минометов по подразделениям сирийских войск в городе и его окрестностях.
Местные СМИ пишут, что часть сирийской армии совместно с ливанским движением сопротивления «Хезболла» из Пальмиры переброшена на запад в район Карьятейна (50 км от Пальмиры). Их цель – освобождение города и разблокирование стратегического шоссе М7 (Дамаск–Пальмира), которое уже много лет удерживают боевики. Сообщается также, что полку морской пехоты и бригаде ополченцев Desert Hawks, участвовавшим в наступлении, приказано покинуть Пальмиру и вернуться в провинцию Латакия, где они будут использованы для боев с отрядами ИГ и непримиримой оппозиции в районах, прилегающих к турецкой границе.
Таким образом, оставшихся в Пальмире правительственных сил вряд ли хватит для полномасштабного наступления на восток страны. Видимо, пока не будет освобождена от боевиков основная территория в провинциях Хама, Хомс, Дамаск и Алеппо, наступление войск Асада на позиции ИГ в Ракке и Дейр-эз-Зор вряд ли будет носить активный характер. Хотя их продвижение в близлежащие к Пальмире нефтеносные районы Эс-Сухне и Телль-Тамра будет продолжено. СМИ сообщают, что сирийская авиация и Воздушно-космические силы РФ наносят по этим населенным пунктам мощные авиаудары.
Начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов сообщил на днях, что в боях в Пальмире участвовали Силы специальных операций (ССО), а также военные советники. Очевидно, что они и в дальнейшем будут выполнять подобные задачи. Однако вряд ли можно говорить о том, что подразделений ССО в Сирии очень много. Видимо, они задействованы лишь на направлениях главных ударов правительственных войск. При этом выясняется, что часть офицеров ССО выполняет задачи в качестве авианаводчиков и разведчиков в тылу врага, что также значительно связано с риском для их жизни.
Вчера оренбургское издание Orenday.ru опубликовало подробности биографии российского офицера, о героической гибели которого под сирийской Пальмирой на прошлой неделе со ссылкой на Минобороны рассказали СМИ. Оказывается, это офицер спецназа Александр Прохоренко, который родился в селе Городки Тюльганского района Оренбургской области. Сообщается, что незадолго до гибели он в течение недели выявлял важнейшие объекты террористов и выдавал точные координаты для нанесения ударов российской авиации. Когда его окружили боевики ИГ, Александр вызвал огонь на себя. Это настоящий подвиг. Однако на официальном уровне в Москве никакой реакции на этот подвиг пока нет.
Кстати, Минобороны решило изготовить и закупить более 10 тыс. медалей «Участнику военной операции в Сирии», информация о соответствующем тендере размещена на сайте госзакупок. Но правительство до сих пор так и не внесло в Госдуму законопроект, который бы наделял военнослужащих, выполняющих ратный долг в Сирии, статусом ветерана боевых действий, как того потребовал президент еще в прошлом году. Председатель ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих капитан 1 ранга Олег Шведков сообщил «НГ», что, по его сведениям, текст соответствующего документа Минобороны давно уже подготовило и отдало в правительство. «Видимо, идет непростое согласование с Минфином, но я не думаю, что у какого-нибудь чиновника поднимется рука такой законопроект зарубить», – считает Шведков.