Фото Reuters
Достигнутые Россией и США договоренности о прекращении с 27 февраля боевых действий в Сирии носят относительный характер. У миротворческого процесса есть немало противников как среди сирийской оппозиции, так и на международном уровне. Согласно договоренностям Москвы и Вашингтона, боевые действия авиации России и альянса во главе с США не прекратятся против боевиков «Исламского государства» (ИГ), «Джебхат ан-Нусры» (эти группировки запрещены в РФ), а также других террористических организаций, признанных таковыми Совбезом ООН. Но именно эти группировки занимают более половины территории страны, в том числе воюют в густонаселенном Алеппо, а также удерживают основные нефтяные месторождения, трубопроводы и предприятия на востоке и юго-востоке страны.
Ситуация осложняется тем, что часть влиятельных командиров крупных исламских группировок «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам» (обе запрещены в РФ) из оппозиционной Свободной сирийской армии уже отказалась поддержать перемирие, если его действие не распространится на «Джебхат ан-Нусру». Заместитель главы МИД России Геннадий Гатилов заявил вчера, что соглашение о прекращении огня в Сирии не будет распространяться на группировки, которые продолжают вооруженную борьбу, отказываются от перемирия и входят в список террористических организаций ООН.
Тем не менее во вторник Минобороны РФ сообщило о создании на авиабазе Хмеймим Координационного центра по примирению (КЦП) враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики (САР). «Основными задачами КЦП является содействие переговорному процессу о примирении между представителями сирийских властей и оппозиции». Для этих целей «представители оппозиционных группировок, решивших прекратить боевые действия и начать мирные переговоры, смогут круглосуточно обращаться в КЦП по единому телефонному номеру», – говорится в сообщении Минобороны. Сирийские власти уже заявили о начале мирного процесса с участием российского КЦП.
Какие военные контингенты оппозиции и в каких районах согласятся на перемирие, должно стать известно США и РФ до полудня 26 февраля. И, как пообещал в минувший понедельник президент России Владимир Путин, против этих сил «боевые операции вестись не будут». Между тем некоторые политики в США, несмотря на то, что Белый дом согласился с предложенным Москвой механизмом миротворческого процесса в САР, в успех подобной акции не верят. Американская Wall Street Journal написала, что в Вашингтоне готовится план «Б», если мирные переговоры в Сирии будут сорваны. Главы Пентагона и ЦРУ полагают, что нарушить их может Россия.
По данным издания, обсуждаются несколько вариантов – от поддержки разведданными сирийских повстанцев до новых экономических санкций против России. Заметим, что госсекретарь США Джон Керри, выступая в комитете по иностранным делам сената во вторник, заявил, что если перемирие в Сирии будет сорвано и переходное правительство не появится в ближайшие месяцы, не исключен переход к плану «Б», который предполагает раздел Сирии. «Возможно, уже будет поздно сохранить единую Сирию, если мы и дальше будем ждать», – сказал Керри.
Это первое официальное заявление американских властей по поводу планов возможного раздела Сирии. Реакция Москвы пока очень сдержанная. Между тем военно-дипломатические источники «НГ» сообщают, что у Москвы есть свой план «Х» на тот случай, если коалиция во главе с США под видом борьбы с ИГ решится на оккупацию Сирии и начнет создавать параллельные Дамаску властные структуры. Сценарий этих событий представляется примерно таким: США, опираясь на Израиль, поддержат курдские автономии на севере САР, с которыми сейчас войска Башара Асада и авиация России взаимодействуют, ведя борьбу против моджахедов. Не исключена попытка создания суннитского государственного образования в районе нефтяных полей и долине Евфрата, которые сейчас контролируют отряды ИГ. Американцы не раз уже заявляли о планах взятия столицы «Исламского государства» Ракки, но пока, как известно, согласились на предложение России не предпринимать сухопутную операцию в САР. Но все может измениться очень быстро, если США и их союзники перейдут к своему плану «Б» по расчленению Сирии.
Не исключено, что данная проблема обсуждалась во время неожиданного визита министра обороны РФ Сергея Шойгу в Тегеран, где он встретился с президентом Ирана Хасаном Рухани и главой военного ведомства Исламской Республики Хосейном Дехганом. Как сообщило иранское агентство ИРНА, «стороны обсудили развитие ситуации в регионе и пути продвижения сотрудничества в военной сфере и в области обороны». Сергей Шойгу также передал президенту Ирана специальное послание Владимира Путина по урегулированию ситуации в Сирии. Других подробностей не сообщается.
Между тем арабские СМИ сообщают, что сирийские правительственные войска во взаимодействии с шиитскими ополченцами и добровольцами из Корпуса стражей исламской революции продолжают медленное наступление на Ракку. Видимо, параллельно с миротворческим процессом Россия, Иран и Сирия в ближайшее время усилят боевые действия против ИГ. Возможно, к этому процессу более активно присоединятся шиитские вооруженные формирования из Ирака. И это уже будет ответом на планы американцев военным путем поддержать врагов Асада.
Позиция Москвы, вероятно, состоит в том, чтобы, запустив миротворческий процесс, ни при каких условиях путем активного уничтожения непримиримых моджахедов не дать расчленить Сирию. Данные цели разделяют Тегеран и Багдад, а также, возможно, Анкара, опасающаяся формирования вблизи своих южных границ мощного курдского государства, которое уже априори поддерживают Израиль и США.