Владимир Путин встретился с премьер-министром федеральной земли Бавария (ФРГ) Хорстом Зеехофером. Фото с официального сайта Президента России
В Москву вчера прибыл Хорст Зеехофер, премьер-министр Баварии и лидер ее крупнейшей партии Христианско-социальный союз (ХСС). Вечером состоялось центральное событие программы: немецкого политика принял президент Владимир Путин. В повестке дня визита – развитие экономических отношений между Россией и Баварией.
Согласованный еще в декабре визит вызвал в Германии всеобщий интерес. За день до него российский лидер обсудил по телефону ряд актуальных международных и двусторонних проблем с канцлером Ангелой Меркель, которая, кстати, поддержала поездку Зеехофера в Москву. Ее представитель сказал, что в этом нет ничего необычного: «Абсолютно нормально, что премьер-министры и за границей ратуют за интересы своих федеральных земель». Относящиеся к поездке вопросы были согласованы и с министром иностранных дел Франк-Вальтером Штайнмайером.
Однако это не повлияло на невероятные политические треволнения в Берлине. Во многом вспыхнувшая вокруг визита полемика объясняется тем, что Зеехофер разошелся с Меркель во взглядах на пути и средства преодоления миграционного кризиса. Не без старания некоторых депутатов правящих и оппозиционных партий немецкой аудитории была преподнесена версия возможного заговора Москвы и Мюнхена против политики Берлина. Вспомнили утверждения спецслужб о некоей прошлогодней российской кибератаке на бундестаг. Размотали «российскую пропаганду», якобы целенаправленно сбивающую с толку русскоговорящих немцев. В совокупности это внушало мысль, что Москва – не тот адрес, по которому стоит что-либо обсуждать. Но что делать, иронически заметил премьер Баварии, если для шума в СМИ «сегодня достаточно сболтнуть глупость».
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков призвал не искать тайных замыслов и планов во встрече Путина с Зеехофером, которого многие рассматривают как оппонента Меркель. «Позиция тех, кто считает необходимость как можно скорее отказаться от санкционной политики, безусловно, ближе Кремлю, чем позиция тех, кто выступает за продолжение санкций», – сказал он. Речь идет о диалоге с руководителем одного из мощнейших в экономическом плане регионов Германии, с которым, несмотря на существенное сокращение, Россию связывают весьма обширные торгово-экономические связи.
Федеральной земле, которая официально обозначает себя как Свободное государство Бавария, очень даже есть о чем разговаривать с российским партнером. В особенности об экономике, поскольку Бавария по многим параметрам занимает солидное место в российско-германском обмене. Ее региональные партнеры Москва и Московская область. В столице представлено 800 баварских фирм. Более половины немецких инвестиций в РФ – из Баварии. Да и вообще Бавария – это Siemens, BMW и многие другие компании, определяющие немецкую индустрию. Поэтому в программу визита естественно включены встречи с руководителями обоих субъектов Федерации, а также министрами экономического блока.
Состояние экономических отношений в настоящее время не может не удручать. По данным Объединения экономики Баварии, если в 2011 году товарооборот с Россией составлял 12,45 млрд евро, то в прошлом году – всего 6,12 млрд. Баварский импорт из России сократился на 33%, а экспорт в Россию – на 36,4%. Баварские промышленность и сельское хозяйство несут большие потери.
Уже поэтому в московских переговорах не может не всплывать тема санкций. В Баварии их считают бедой. Зеехофер не раз отмечал, что санкции противоречат здравому смыслу. В этой связи его заместитель в ХСС и федеральный министр сельского хозяйства Кристиан Шмидт говорит: «Считаю нашей совместной целью как можно скорее добиться ослабления санкций», из-за которых немецкая продовольственная отрасль потеряла в прошлом году не мене 1 млрд евро.
Диалог с Москвой не должен прерываться, говорит управляющий Объединением баварской экономики Бертрам Броссардт: «Нам нужна Россия политически, нам нужна она экономически. Отвыкания друг от друга быть не должно». Баварские предприниматели не ждут скорой отмены антироссийских мер. Но, как говорится, вода и камень точит.