Самая влиятельная женщина в мире теряет симпатии соотечественников. Фото Reuters
Вчера во второй половине дня канцлер Ангела Меркель прилетела для обсуждения миграционного кризиса в Вильдбад-Кройт. В этом курортном местечке южнее Мюнхена состоялась ее встреча с фракцией Христианско-социального союза (ХСС) в баварском ландтаге. Утром та же проблема стояла на заседании федерального правительства. Новогодний шабаш с участием мигрантов в Кельне оставил глубокий след в настроениях немцев. В обществе преобладают требования ограничить приток беженцев.
Меркель впервые сталкивается с таким валом несогласия и протеста. Журнал Stern опубликовал данные опроса, согласно которым за ее лидерство в случае выборов проголосовало бы не более 44% участников. В ведомство канцлера поступило обращение 40 депутатов бундестага, которые призывают изменить практику допуска мигрантов.
Есть и письмо 30 депутатов баварского ландтага, в котором они сообщают о «небывало удрученном настроении народа и его тревоге за будущее».
Главным оппонентом политики Меркель в миграционном вопросе с самого начала стал баварский ХСС, хотя он состоит в неразрывной унии с Христианско-демократическим союзом (ХДС) и входит на правах коалиционного партнера в федеральное правительство. Лидер ХСС и премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер назвал роковой ошибкой сентябрьское единоличное решение Меркель бесконтрольно и неограниченно допустить в страну мигрантов. С тех пор разногласия между Мюнхеном и Берлином только набирали остроту.
Вильдбад-Кройт свидетельство тому. В январе канцлер появилась там уже во второй раз. Сначала для встречи с депутатской группой ХСС в бундестаге, а вчера она пыталась убедить в обоснованности своей миграционной политики фракцию ХСС в баварском ландтаге. Задача была заведомо сложной. Накануне «баварская сторона» усилила критику позиции Меркель.
В принципе в Мюнхене не отвергается отстаиваемый Меркель «европейский рецепт» преодоления миграционного кризиса. Но решить вопрос за счет Турции, договориться о квотированном приеме беженцев, обеспечить финансирование планируемых мер пока не удается. Между тем большинство немцев хотят срочно ограничить поток беженцев. Настроения, предусматривающие контроль на границах и высылку мигрантов, популярны. По данным ХСС, такую линию готовы поддержать до 82% жителей.
В таком духе на этой неделе выступили многие деятели. Тон задали баварские министры внутренних дел Йоахим Герман, финансов Маркус Зодер, генсек ХСС Андреас Шойер. Герман почти в ультимативной форме потребовал через газету Bild «как можно быстрее установить тормозной башмак на пути миграционного потока». Он предупреждает, что «для этого у канцлера есть совсем немного времени». Неожиданная фронда проявилась и в самом федеральном кабинете. Министр транспорта и член ХСС Александр Добриндт призвал готовиться к закрытию границ, идею которого Меркель категорически отвергает.
Не удержался и Эдмунд Штойбер, бывший баварский премьер и председатель ХСС. В 2002 году Меркель, тогда уже председатель ХДС, не стала препятствовать кандидатуре Штойбера на канцлерский пост и поддерживала его в избирательной кампании. А теперь он категорически требует от Меркель предъявить успехи в ограничении миграционного потока не позже конца марта.
Но это лишь часть нарастающего давления на канцлера не только со стороны ХСС, но и социал-демократического партнера по коалиции. В марте состоятся выборы сразу в трех федеральных землях, и СДПГ осторожно дистанцируется от непопулярной линии правительства. Заместитель председателя СДПГ Ральф Штайгнер считает, что «якобы могущественнейшая женщина мира не обеспечивает никаких международных соглашений и только смотрит, что делает ХСС». А своими высказываниями она только подогревает настроения в пользу правых сил. К ним правительственные партии относят «Альтернативу для Германии», рейтинг которой уже поднялся до 10%.
Как заявил представитель правительства Штеффен Зайберт, Меркель следит за дискуссиями и принимает к сведению раздающиеся высказывания. Вместе с тем у нее есть «абсолютно четкий план национальных и европейских задач», над которым сейчас ведется работа. А что касается европейских мер, то промежуточный баланс их реализации будет подведен на саммитах ЕС в феврале и марте. Из этого следует, что канцлер не намерена существенно перестраивать свою политику в миграционном вопросе.