Несмотря на внутренние проблемы, в Венесуэле остается много сторонников курса Уго Чавеса. Фото Reuters
Венесуэла оказалась на грани нового политического кризиса. Верховный суд (ВС) объявил, что три депутата от оппозиции, победившей на выборах месяц назад, незаконно занимают места в парламенте, поэтому все решения законодательного органа с этого момента становятся недействительными. Оппозиционный блок «Круглый стол демократического единства» (MUD) с постановлением суда не согласен и обвиняет власти в антидемократических действиях.
После победы оппозиции на парламентских выборах в декабре 2015 года впервые за 16 лет, начиная с 1999 года, когда страну возглавил Уго Чавес, стало понятно, что правящая элита во главе с президентом Николасом Мадуро сделает все, чтобы удержаться у власти. По результатам голосования, MUD получил квалифицированное большинство, что позволяло блоку внести поправки в Конституцию, инициировать процесс импичмента президента и отзывать членов ВС. Чтобы избежать подобного сценария, наследники Чавеса принялись искать нарушения в избирательной кампании демократов.
В итоге три оппозиционных депутата от штата Амасонас были обвинены в подкупе избирателей. ВС запретил им занимать депутатские места, однако руководство демократов все равно привело их к присяге, отказавшись признавать постановление. В тексте судебного решения говорится: действия Национальной ассамблеи «признаются абсолютно ничтожными» до тех пор, пока обвиняемые не сложат с себя полномочия. В лагере оппозиции назвали заявление ВС предвзятым и заверили: 2/3 мест в парламенте завоеваны в упорной и честной борьбе».
«Все 112 оппозиционных законодателей продолжат исполнять свои полномочия. Это решение ВС невозможно принять. Мы – законодатели – защищены Конституцией», – заявил вице-спикер Симон Калсадилья, сообщает AFP. По мнению спикера Энри Рамоса Аллупа, суд «в угоду правительству пренебрег волей народа».
Ближайший соратник Мадуро, бывший спикер Диасдадо Кабельо в ответ обвинил оппонентов в неуважении к суду. Однако в MUD и не пытались скрыть, что не настроены уважать решения нынешнего состава ВС, в котором, по их мнению, незаконно заседают сторонники президента. Кроме того, демократы намеревались воспользоваться большинством и сместить 13 судей из 32 членов ВС, которых Единая социалистическая партия Венесуэлы во главе с Мадуро успела назначить в последний час своего большинства в парламенте.
Демонстративное приведение к присяге трех опальных политиков фактически открыло новый этап в набирающем обороты политическом конфликте. Оппозиция пообещала использовать данную ей народом власть и отнять президентское кресло у Мадуро в течение шести месяцев. Президент, чьи полномочия истекают в 2019 году, в ответ пригрозил «сокрушить буржуазную ассамблею».
По мнению наблюдателей, страна рискует ввязаться в ожесточенное политическое противостояние, которое неизвестно к каким последствиям может привести. На фоне слухов о подготовке государственного переворота министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино Лопес заверил в «абсолютной лояльности» Мадуро.
Заместитель директора Института Латинской Америки РАН Владимир Сударев в беседе с «НГ» пояснил: формально решение ВС обязательно к исполнению. «С другой стороны, политическая ангажированность власти здесь очевидна. В коррупционных делах замешаны и правящие круги, поэтому не исключаю, что демократы тоже могли участвовать в чем-то подобном. Особенно в регионах, где некоторые из них были губернаторами и обладали административным ресурсом», – отметил эксперт.
По его мнению, сейчас главное – избежать конфронтации, поскольку «большинство в любом случае останется за оппозицией». «Для Венесуэлы важно создать хоть какой-то диалог с оппозицией. Страну надо вытаскивать из экономической ямы. Среди оппозиционеров много экономистов. Несколько дней назад Мадуро назначил на пост министра экономики 39-летнего профессора, который заявил, что в стране нет инфляции, хотя она уже достигает 300%. Это смешно», – подчеркнул Сударев.
Между тем, пока власти пытаются максимально обезопасить свое положение, демократы уже внесли на рассмотрение законопроект, который подразумевает амнистию для 75 оппозиционеров, которых они считают политическими заключенными.