Фото Reuters
Завтра на заседании федерального кабинета в Берлине будет обсуждаться миграционная политика. Шабаш и насилие в ночь на 1 января у стен знаменитого Кельнского собора вызвали в Германии шок. Грабежи, избиения, сексуальные нападения кроме Кельна имели место в целом ряде городов. Пострадавшими подано более 500 обращений в полицию.
Канцлер Ангела Меркель вынуждена учитывать настроения в обществе в своей политике. Свидетельство тому – принятое на днях Майнцское заявление правления Христианско-демократического союза (ХДС), предусматривающее ужесточение законодательных и административных мер в отношении беженцев. В среду они будут обсуждаться на заседании федерального кабинета. В тот же день возобновляет работу бундестаг с опроса правительства по тем же актуальным вопросам.
По имеющимся данным, в минувшем году в Германию прибыли и частично проследовали в Скандинавию 1,1 млн мигрантов. Как сообщила правлению ХДС Меркель, сейчас их прибывает до 3 тыс. человек в сутки. До трех четвертей немцев считают, что правительство должно в первую очередь заниматься миграционной проблемой. Но мнения по поводу путей ее урегулирования в обществе, партиях, парламенте расходятся. Отпечаток на подходы основных политических игроков уже накладывает начинающаяся негласная подготовка к выборам в бундестаг-2017. Но сейчас их непосредственно волнуют предстоящие 13 марта выборы в федеральных землях Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц и Саксония-Анхальт. Основные соперники – христианские и социал-демократы – должны каким-то образом размежеваться, оставаясь одновременно в совместном федеральном правительстве.
Но главное состоит в том, что миграционная политика, связываемая с именем Меркель, лишена фундамента электорального доверия и подвергается растущей критике. Ее выразителем стал прежде всего баварский Христианско-социальный союз (ХСС), входящий и в кабинет Берлина. Его лидер и премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер считает ошибкой готовность принять беженцев в таких масштабах. На днях он вновь заявил, что ФРГ способна обустроить максимум 200 тыс. беженцев в год. Позиция баварцев находит все большую поддержку. По данным январского опроса, ее разделяют 61% немцев. Это на 11% больше, чем месяцем ранее. В свою очередь, 51% немцев хотят запретить въезд в страну без паспортов и регистрации. 75% выступают за закон, обязывающий мигрантов подчиняться немецкому правопорядку. А 57% считают разумной мерой возобновление пограничного контроля между странами ЕС.
Не попирая «принципы», Меркель на заседании правления ХДС в Майнце согласилась с необходимостью «существенного сокращения» миграции. Сроки не названы.
Анализируя январские события, политики и пресса признают резкое изменение настроений терпимости к миграционному цунами. Федеральное уголовное ведомство сообщает о почти 900 нападениях и поджогах мест размещения беженцев. Партии бундестага предупреждают об опасной активизации праворадикальных, неонацистских и популистских сил и кругов.
Но в такой обстановке тем более скандальным выглядит переиздание 8 января книги Адольфа Гитлера «Mein Kampf». Давно и хорошо известно, что она излагает человеконенавистническую идеологию нацизма и агрессии. Порция отравы за 59 евро. К ней есть критические комментарии Института современной истории в Мюнхене. Но кто читает примечания? И что же все-таки происходит спустя 70 лет после разгрома нацистского рейха в Германии, коль скоро федеральный министр образования Йоханна Ванка полагает возможным включить двухтомник фюрера в школьные программы?