Мариано Рахой с супругой приветствуют сторонников после объявления результатов выборов. Фото Reuters
В Испании в воскресенье состоялись парламентские выборы, которые уже успели окрестить историческими. Они открыли новую веху в политической истории страны, положив конец двухпартийной системе. Победу одержала правящая правоцентристская Народная партия (НП) премьер-министра Мариано Рахоя. Однако ей не удалось завоевать необходимого большинства, и теперь перед страной стоит сложная задача сформировать коалиционное правительство.
Хотя НП и удалось сохранить за собой первое место, за нее проголосовали 28,72% избирателей, что не позволит Рахою самостоятельно сформировать правительство. Правящей партии достанется 123 депутатских кресла, а не необходимые 176. НП показала свой худший результат на выборах из-за недовольства испанцами высоким уровнем коррупции и растущей безработицей.
На втором месте расположилась Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) – 22,01% (90 мест). За ней следуют левая партия Podemos («Мы можем!») – 20% (69 мест) и правоцентристская «Граждане» – 13,9% (40 мест). Кроме того, 9 мест получили «Левые республиканцы Каталонии», каталонская партия «главного сепаратиста» Артура Маса «Демократия и свобода» завоевала 8 мандатов, Националистическая баскская партия заняла 6 кресел, крайне левая коалиция «Народное единство – Объединенные левые» и баскская партия Bildu – по 2 и «Канарская коалиция» – 1.
Проблема в том, что сформировать правительство при таком раскладе – весьма трудная задача. Рахой тем не менее заявил, что готов это сделать. «Нам предстоят нелегкие времена. Необходимо договориться и достичь согласия», – сказал он, выступая перед сторонниками. Премьер подчеркнул: последние четыре года были сложными, но он «делал все в интересах Испании», добавив, что собирается продолжать экономические реформы. Лидер социалистов Педро Санчес поздравил конкурента с победой, отметив, что результаты голосования говорят о «стремлении испанцев к переменам».
По словам экспертов, возможны несколько вариантов создания коалиции. Напрашивается сценарий, по которому НП и «Граждане» договорятся о союзе, однако вдвоем им все равно не удастся занять абсолютное большинство мест в парламенте. В этом случае придется обратиться за помощью к региональным партиям. Другое дело, что эти партии сами могут не пойти на сближение, учитывая жесткую позицию «гражданской» партии по вопросам независимости Каталонии и налоговых преференций Страны Басков.
Склонить к коалиции можно было бы и социалистов, однако лидеры ИСРП и НП во время предвыборной гонки наотрез отказывались признать возможность такой унии. Некоторые аналитики предполагают, что существует вариант большой коалиции без участия НП, в которую войдут «Граждане», социалисты и Podemos. Однако создание подобного альянса представляется чем-то из области фантастики, учитывая большую разницу во взглядах потенциальных участников. Лидер «Граждан» Альберт Ривера ранее заверил, что не собирается «блокироваться с неудачниками».
Теоретически ИСРП могла бы прибрать к рукам нижнюю палату парламента, сотрудничая с Podemos и несколькими региональными партиями. Это позволило бы социалистам продвигать инициативы по конституционной реформе. Правда, в этом случае они бы наталкивались на сопротивление сената, где абсолютное большинство у НП.
По мнению профессора Мадридского университета Карлоса III Пабло Симона, переговоры о формировании правительства могут затянуться на месяцы. В интервью Guardian он напомнил, что в 1996 году, когда НП впервые выиграла выборы, ее правительство поддержали каталонские и баскские националисты. «Тогда потребовались месяцы, чтобы достичь соглашения», – сказал Симон.
Профессор университета Pontificia Comillas Эмилио Саенс-Франсес считает: «Главный вопрос заключается в том, позволит Санчес возглавить правительство Рахою или попытается построить коалицию, чтобы прийти к власти». «Впервые в истории демократической Испании непонятно, как наиболее популярная партия собирается добиться управления страной», – полагает эксперт.
Профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО Сергей Хенкин в беседе с «НГ» пояснил: парламентские выборы положили конец эпохе бипартизма в Испании. «Долгое время в стране доминировали две партии: правоцентристская НП и левоцентристская ИСРП, которые, чередуясь, контролировали 75–85% голосов. Выборы показали, что их позиции резко ослабли. Появились две новые партии – левая Podemos и правоцентристская «Граждане». Образовалась большая четверка партий, чего еще не было в годы демократии, подчеркнул эксперт.
По его мнению, главная проблема сейчас заключается в формировании правительства, поскольку ни одна партия не сможет это сделать в одиночку из-за отсутствия абсолютного большинства. «Наступило время союзов. Первым делом следует выразить вотум доверия председателю правительства, а для этого необходима поддержка абсолютного большинства членов нижней палаты парламента. Если этого не произойдет, то через 48 часов состоится новое голосование, где потребуется уже простое большинство», – отметил Хенкин.
Эксперт сказал, что лучшим выходом из ситуации было бы создание «большой коалиции» двух ведущих партий (по образцу ФРГ), однако напряженные отношения между руководством НП и ИСРП этому не благоприятствуют. Впрочем, сбрасывать со счета такую возможность преждевременно. Сторонником «большой коалиции» выступает Брюссель, который заинтересован в экономической, политической и социальной стабильности Испании как члена ЕС. Сложности существуют и в отношениях между идеологически близкими партиями. «Лидер идеологически близкой к НП партии «Граждане» Ривера уверял, что не поддержит кандидатуру Рахоя. Но даже если он откажется от этих слов, голосов будет недостаточно и потребуется поддержка националистических партий. Между тем Ривера не собирается с ними сотрудничать, поскольку выступает за сохранение территориальной целостности Испании. Учитывая сложную ситуацию в Каталонии, Рахою тоже будет сложно пойти на этот шаг. Похожая ситуация складывается и на левом фланге», – заключил Хенкин.
Важно, что испанская Конституция не устанавливает конкретных сроков для формирования правительства. Поэтому велика вероятность, что эксперты окажутся правы – Испании предстоят долгие переговоры.